Учебный план основного общего образования в редакции на 2023-2024

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете.
Протокол № 1
От 30.08.2023 г

УТВЕРЖДАЮ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к образовательной программе
основного обшего образования
Приказ J^T3^.OJrO8 от 30.08.2023
Директор МЕСУ
МБОУ СОШ ?.
№7
р2?
/А.А.Баженов

Учебный план
Основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 7»

2023-2024 учебный год

Общая характеристика учебного плана, его соответствие федеральным
стандартам
Учебный план МБОУ СОШ №7 (далее школа) - документ, который определяет
перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности, формы промежуточной аттестации обучающихся (и.22 ст.2 Федерального
закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»),
Учебный план основного общего образования выступает в качестве одного из
основных механизмов реализации основной образовательной программы основного
общего образования школы.
Учебный план:
- фиксирует максимальный объём учебной нагрузки учащихся для 5-ти дневной
недели обучения на уровне основного общего образования;
- определяет перечень учебных предметов обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений; время, отводимое на их освоение
и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы и иные виды учебной деятельности по
классам и учебным годам, соблюдая принцип преемственности;
определяет формы промежуточной аттестации учащихся.
В учебном плане отражено то, что на основании Устава школа реализует
общеобразовательную программу основного общего образования, обеспечивающую
дополнительную подготовку учащихся по предметам гуманитарного цикла через введение
дополнительных предметов в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений.
Учебный план 5-8 классов составлен на основе следующих нормативных
документов:

•
•

•

•

•

•
•

•

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-Ф3 с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» № 287 от 31 мая 2021 г (зарегистрирован
05.07.2021 №64101).
Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №373 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП.
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказа Министерства образования РФ от 22.03.2021 №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по программам начального, основного и среднего
образования».
Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 года №78­
03 с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования организациям, осуществляющую
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключённых учебников».
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7», приказ № 516/01­
07 от28.12.2022 по УО АРГО.

•

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 7», утверждённая директором
МБОУ СОШ №7, приказ №138/01-08 от 30.08.2023.

Учебный план 9 класса составлен на основе следующих нормативных
документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-Ф3 с изменениями и дополнениями.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандар
та основного общего образования". Зарегистрировано в Минюсте РФ 1
февраля 2011 г. Регистрационный N 19644 (с изменениями и дополнениями).
• Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. №373 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП.
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Приказа Министерства образования РФ от 22.03.2021 №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по программам начального, основного и среднего
образования».
• Закон «Об образовании в Свердловской области» от 15 июля 2013 года №78­
03 с изменениями и дополнениями.
• Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования организациям, осуществляющую
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключённых учебников».
• Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7», приказ № 516/01­
07 от28.12.2022 по УО АРГО.
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 7», утверждённая директором
МБОУ СОШ №7, приказ №138/01-08 от 30.08.2023.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех учащихся на уровне основного общего
образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть представлена следующими учебными предметами: Русский
язык, Литература, Иностранный язык (английский), История, Обществознание,
География, Основы духовно-нравственной культуры народов России; Математика,
Алгебра, Геометрия, Информатика, Физика, Биология, Химия, Изобразительное
искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы безопасности
жизнедеятельности.
•

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5-м
и в 6-м классах обеспечивает знание основных норм морали, нравственных, духовных

идеалов, базовых национальных ценностей, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках и
поведении; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём

взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.
Все обязательные учебные предметы в зависимости от предметного содержания и
релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся обеспечивают
достижение предметного результата, включающего умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного
предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально­
проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами; формирование универсальных учебных
действий и достижение личностных результатов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию
интересов и потребностей обучающихся школы, их родителей (законных представителей),
образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения и направлена, в
первую очередь, на достижение:
личностного результата, включающего готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметного результата, включающего освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена такими
предметами как «Стратегии смыслового чтения», «Обществозгание и Я», «Основы
выбора профессии», «Математическая грамотность», «Практическая экономика»,
«Родной язык (русский)».
Курс «Стратегии смыслового чтения» в 5-х классах позволяет отработать

умения:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
С целью пропедевтики курса обществознания и по запросу родителей в 5 классе
вводится предмет «Обществознание и Я» 1 час в неделю.
Выбор профессии очень важное дело. От верного выбора профессии зависит, с чего и
как начнет свою профессиональную карьеру молодой человек или девушка. При этом, если
человек, опираясь на свои способности, интересы, интеллектуальный уровень делает
правильный выбор, то он, как профессионал своего дела, в дальнейшем будет
способствовать развитию экономики нашей страны в целом.

Далеко не все учащиеся выпускных классов могут выбрать профессию и связанный
с нею дальнейший путь обучения. Выпускники имеют недостаточные, поверхностные или
искаженные представления о мире профессий. Часто их выбор случаен и несамостоятелен:
в основе отношения учащихся к выбранным профессиям лежат не свои, а чужие
убеждения - как правило, это убеждения, стереотипы, шаблоны родителей, друзей,
знакомых или яркая реклама в средствах массовой информации. Чтобы помочь лучше
разобраться в многообразии современных профессий и их направленности в учебном
плане предусматривается курс «Основы выбора профессии». В конце изучения данного
курса ученик в соответствии со своими интересами и потребностями выбирает одно из
направлений своего дальнейшего развития (н-р: выбор области для создания
индивидуального проекта, над которым он будет работать в 8 классе и в 9 классе
представит результат своей работы). При этом учится обосновывать свой выбор,
принимать решения и нести ответственность за свой выбор, и уже готовится к
проектированию индивидуального учебного плана в старшей школе.
С целью формирования экономического мышления и воспитания культуры
поведения в условиях рыночного общества у школьников в учебный план 6 класса введён
курс «Практической экономики». При изучении курса обучающиеся получат
представление об основных экономических принципах и законах, по которым живут люди,
семья, общество, государство. Познакомятся с некоторыми, доступными для этого возраста
экономическими взаимосвязями, складывающимися в непосредственном окружении детей
в городе, стране; мотивами ограничений экономической деятельности людей; основами
экономических принципов и законов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена
необходимость и важность привести современное школьное образование в
соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается
изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и
неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным становится
функциональная грамотность, так как это "способность человека решать стандартные
жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных
знаний". Одним из ее видов является математическая грамотность. Курс
«Математическая грамотность» предлагается в 7-9 классах.
Форма зачет/незачет (в электронном журнале зачёт соответствует записи
осв.(освоил), незачёт соответствует не осв.(не освоил)) на уровне начального и основного
общего образования может быть использована по ряду предметов учебного плана из части
формируемой участниками образовательных отношений, которые требуют проявления
особых творческих способностей или связаны с проявлением личностной позиции, личных
ценностей.
Режим организации образовательной деятельности
Режим работы МБОУ СОШ №7 в 5-9 классах - пятидневная учебная неделя. При
этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка, определённая учебным планом,
не превышает максимально допустимую учебную нагрузку, установленную требованиями
СанПиН. Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования
составляет 34 недели. Продолжительность уроков в школе составляет 40 мин. Учебный год
разделен на периоды - четыре четверти. Продолжительность каникул в течение учебного
года на уровне основного общего образования составляет не менее 30 календарных дней,
летом - не менее 8 недель.
При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике
осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.
При организации учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) как из обязательной части учебного плана, так и из части, формируемой
участниками образовательных отношений, образовательная деятельность может быть
организована в различных формах: в форме урока, в форме учебного научного
исследования, учебного проекта, практикума, экскурсии, учебной практики и т.п.

Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров. Все
педагоги имеют высшее педагогическое образование. С целью повышения квалификации
они своевременно проходят курсы повышения квалификации.
Виды и формы контроля.
В школе при реализации основных общеобразовательных программ осуществляется
текущий контроль успеваемости обучающихся и проводится их промежуточная аттестация
на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущему контролю
успеваемости и промежуточной аттестации подлежат обучающиеся всех классов основного
общего образования.
Помимо текущего контроля предметных результатов освоения образовательных
программ обучающимися и промежуточной аттестации по учебным предметам, в случаях,
установленных образовательными программами СОШ №7, проводится контроль
метапредметных результатов (формирования универсальных учебных действий). Контроль
метапредметных результатов осуществляется в виде письменной комплексной работы в 5­
8 классах, выполнения учебных проектов (индивидуальных и коллективных) и пр. Так же в
5-9 классах проводятся диагностические работы по функциональной грамотности:
• Математическая грамотность -6,8 классы
• Читательская грамотность - 6,8 классы
• Естественно-научная грамотность- 7 классы
• Креативное мышление - 5 классы
• Глобальные компетенциии - 5 классы
• Финансовая грамотность - 7 классы.
Форму текущего контроля успеваемости и порядок его проведения определяет
учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и
используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущего контроля
успеваемости
сообщается учителем
администрации школы одновременно с
представлением рабочей программы (приложение к рабочей программе) по предмету
заместителю директора по учебно-воспитательной работе. Время проведения текущего
контроля учитель вносит в график контрольных работ (google-форма).
Текущий контроль успеваемости обучающихся может проводиться как письменно,
так и устно по всем предметам учебного плана по 5-ти бальной шкале.
Формами проведения письменного текущего контроля успеваемости
являются:
• диктант;
• контрольная работа;
• сочинение или изложение с творческим заданием;
• самостоятельная работа;
• лабораторная работа;
• практическая работа;
• тест;
• творческая работа;
• комплексная работа.
К устным видам текущего контроля успеваемости относится:
• выразительное чтение наизусть;
• собеседование или устный ответ по теме;
• защита проекта;
• сдача нормативов по физической культуре.
Все диагностические работы составляются учителем-предметником в соответствии
с требованиями ФГОС и могут быть тематическими, входными (на начало учебного года)
или итоговыми (за четверть, полугодие, год). Обязательным является выполнение норм
содержания и оценивания диагностических работ, которые утверждаются методическим
объединением, и графика проведения диагностических работ.
Допускается проведение административных контрольных работ с целью
осуществления контроля за результатами деятельности учителя и обучающихся.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим
итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы основного
общего образования относятся:
- ценностные ориентации обучающегося;
- индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм,
толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности,
обучающихсяосуществляется в ходе различных мониторинговых исследований
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого учебного
периода (четверти) по русскому языку и математике, в конце учебного года по каждому
изучаемому учебному предмету. График проведения промежуточной аттестации и
административных контрольных работ оформляется на каждый учебный год.
Промежуточная аттестации проводится в формах:
• комплексная контрольная работа;
• итоговая контрольная работа ;
• диктант с грамматическим заданием;
• сочинение или изложение с творческим заданием, в том числе как условие допуска
к государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса;
• устное собеседование, в том числе как условие допуска к государственной итоговой
аттестации выпускников 9 класса;
• письменные и устные экзамены;
• тестирование
• защита индивидуального/группового проекта;
• зачетные работы;
• зачет;
• иные формы, определяемые рабочими программами по предметам.
Обязательным элементом промежуточной аттестации в рамках курса внеурочной
деятельности «Школа проектной деятельности» в 5-7 классах является защита
индивидуального или группового проекта по определенному (по выбору) учебному
предмету или предметной области; в 9 классе - защита индивидуального проекта.
Любая форма промежуточной аттестации осуществляется с использованием
учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих применения знаний,
предметных и метапредеметных учебных действий.
Учебный план ежегодно корректируется и является приложением к основной
образовательной программе основного общего образования.

Недельный учебный план 2023-2024 учебный год
Основное общее образование
Предметные
области
Русский язык и
литература
Иностранные языки

Математика и
информатика

Общественно­
научные предметы
Основы духовнонравственной культуры
народов России

Естественнонаучные
предметы

Искусство
Технология

Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности

Всего
часов

Классы, количество часов в год

Учебные
предметы

5а 56 6а 66 7а
Обязательная часть ОС >П
Русский язык
5
5
6
6
4
Литература
3
3
3
3
2
Иностранный
3
3
3
3
3
язык (английский)
Математика
5
5
5
5
Алгебра
3
Геометрия
2
Вероятность и
1
статистика
Информатика
1
История
2
2
2
2
2
Обществознание
1
1
1
География
1
1
1
1
2
Основы духовно­
1
1
1
1

76

8а

86

9а

4
2
3

3
2
3

3
2
3

3
3
3

96

3
3
3

42
26
30
20
18
12
6

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2
1

1
2
1
2

1
2
1
2

1
2
1
2

1
2,5
1
2

1
2,5
1
2

6
21
8
16
4

2

2

2
2
2
1

2
2
2
1

3
2
2

3
2
2

14
8
14
8
6

1
1

1
1

0,5
1

0,5
1

16
4

2

20

32

299

1

2
2
2
6
2
2
15

нравственной
культуры народов
России

Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

2

2

2

2

2

2

Основы
безопасности
жизнедеятельности

Физическая
2
2
2
2
2
2
2
2
2
культура
Итого часов обязательной части
27 27 29 29 30 30 31 31
32
Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений
Обществознание и Я
1
1
Стратегии смыслового чтения
1
1
Основы выбора профессии
1
1
Математическая грамотность
1
1
1
1
1
Практическая экономика
1
1
Родной язык (русский)
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
1
Итого часов части,

формируемой участниками
образовательных отношений
Всего часов по учебному плану
Максимально допустимая
нагрузка

1

29

29

30

30

32

32

33

33

33

33

29

29

30

30

32

32

33

33

33

33

314
314

Годовой учебный план основного общего образования ФГОС
на 2023-2024 учебный ГОД (34 учебные недели)
(составлен с учётом календарного учебного графика и недельной сетки часов учебного плана)

Предметные
области

Классы, количество часов в год

Учебные
предметы

5а
56
6а
66
7а
Обязательная часть ООП

Русский язык и
литература
Иностранные
языки

Математика и
информатика

Общественно­
научные
предметы

Естественнонау
иные предметы

Искусство
Основы духовно­
нравственной
культуры народов
России

Всег
о
часе
в

Русский язык
Литература
Иностранный
язык (английский)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство

170
102
102

170
102
102

204
102
102

204
102
102

170

170

170

170

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

136
68
102

76

8а

86

136
68
102

102
68
102

102
68
102

102
68
34

102
68
34

34
68
34
68
68
68
68
34

34
68
34
68
68
68
68
34

34
85
34
68
102
68
68

34
85
34
68
102
68
68

34

34
68
34
68
68

34
34
34

34
34
34

34
34
34

34
34
34

34
34
34

34
34
34

34

34

34

34

986

986

1020

1020

680
612
408
204

102
68
34

204
714
272
544
476
272
476
272
204
136

68
68
68
68
68
68
34
34
17
Технология
Технология
34
34
34
Основы
Физическая
безопасности
культура и
основы
жизнедеятельное
ти
безопасности
68
68
68
68
68
68
68
68
68
жизнедеятельно Физическая
сти
культура*
918
918
986
986
1020
1020
1054
1054 1105
Итого часов обязательной части
Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений
34
34
Обществознание и Я
Основы выбора профессии
34
34
Практическая экономика
34
34
Математическая грамотность
34
34
34
34
34
Стратегии смыслового чтения
34
34
Родной язык (русский)
34
34
68
68
34
34
68
68
68
68
34
Итого часов части,

формируемой участниками
образовательных
отношений
Итого часов по учебному
плану

1428
884
1020

102
68
34

34
68
34
68
68

34

102
102
102

102
68
34

68
34
34

68

102
102
102

96

102
68
34

68
34
34

68

9а

1088

1088

1122

1122

1139

17
34

527
136

68

680

1105

10166

34

34

68
68
68
204
68
68
544

1139

10710


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».