изо студия 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»

РАССМОТРЕНА
На педагогическом совете
протокол № 1 от 30.08.2023

директор МБОУ СОШ №7
А.А.Баженов
3^/01-08 от 30.08.2023

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
ИЗО-студия «Радуга красок»
для учащихся 10-14 лет, базовый уровень
форма обучения: очная

место реализации: МБОУ СОШ №7, г. Реж

нормативный срок освоения программы: сентябрь-май,2 раза в неделю
язык обучения: русский

Составитель:
Кочегарова Надежда Дмитриевна,
учитель ИЗО

2023-2024 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»

РАССМОТРЕНА
На педагогическом совете

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора м ЗУ СОШ №7
замес
ора по УВР
Д1
Л.А. Шестакова
<рз1каз?Л5
ЛМ-08 от 3(7 С8 2022

протокол № / от 30 0^ .2022

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

художественной направленности

ИЗО-студия «Радуга красок»
для учащихся 10-14 лет, базовый уровень

форма обучения: очная
место реализации: МБОУ СОШ №7, г. Реж

Нормативный срок освоения программы - сентябрь-май, 2 раза в неделю
Язык обучения: русский

Составитель:
Кочегарова Надежда Дмитриевна,
учитель изобразительного искусства

2022-2023 учебный год

Содержание

Пояснительная записка
I.Основные характеристики образования
1.1 Цель, задачи
1.2 Планируемые результаты
П.Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 График занятий
2.2 Основные формы работы
2.3 Формы контроля
2.4 Технологии
2.5 Методы обучения
III. Учебный план
IV Календарный учебный график
V Содержание учебной программы
5.1 Оценочные материалы
VI Перечень материально-технического обеспечения программы
VII Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Оценочные материалы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рабочая программа педагога

3
4
4
5
6
6
6
7
7
7
7
8
10
11
11
12
12
13

Пояснительная записка
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ СОШ №7 по
дополнительной общеразвивающей программе «ИЗО-студия «Радуга красок» осуществляется
на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 «О
лицензировании образовательной деятельности»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726 - р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242;
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно­
эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 №189
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитпрно-эпидемиологические требования к
условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (с изменениями)»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №729-р;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 года
№2106;
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года №729-р «План мероприятий на
2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
Устав МБОУ СОШ №7

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
художественной направленности ИЗО- студия «Радуга красок» (далее -Программа) отражает
требования к дополнительным общеобразовательным программам и методические
рекомендации по их применению. Структура Программы представлена пояснительной
запиской, которая включает в себя актуальность программы; основные характеристики
образования; организационно-педагогические условия реализации Программы; учебный план;
календарный учебный график, методические материалы, перечень информационно- и
материально -технического обеспечения реализации программы, приложения.
Направленность
программы - художественно-эстетическая. Программа направлена
на
реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к
искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна
ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об
изобразительном искусстве как целостном явлении. Занятия различными видами
изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию его
творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.

Программа предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в
кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные
способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному
искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое
занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей
к активной познавательной и творческой деятельности.
Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего школьного возраста.
Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего
мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой
и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства
взаимопомощи.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности,
вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают
умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Художественное
творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего
народа. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного
искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников
через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и
умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности
активизирует
внимание
детей,
формирует
опыт
творческого
общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы
воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут
применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда,
получает положительные эмоции.
Педагогическая целесообразность очевидна, так как
учащиеся получают
дополнительные знания по изобразительному искусству, повышают свой образовательный
уровень. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность,
коммуникативность, самооценка.
Программа представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу
по развитию художественно-эстетического вкуса учащихся, трудовой , творческой активности,
воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности. Разработана в соответствии с требованиями, составлена
с учетом запросов родителей и интересов детей, ориентирована на учащихся 10-14 лет.

1.Основные характеристики образования
Программа художественной направленности ИЗО- студия «Радуга красок» представляет
собой комплексную образовательную услугу по овладению детьми способами художественной
деятельности, развитию индивидуальности и творческих способностей учащихся.

1.1 Цель и задачи курса
Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства,
создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их
социализации в будущей жизни.
Это определило следующие задачи программы:
Обучающие:
• формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
• расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном
искусстве;
• помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
• формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной
жизни человека;
• формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность
воспринимать его исторические и национальные особенности;
• формировать умения по изо-деятельности в части исполнения творческого продукта
разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,
по представлению, по воображению);
• формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Развивающие:
• Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
• способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной
жизни.
Воспитывающие:
• Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
изобразительного искусства;
• развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу,
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной
культуре;
• формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом
воспитаннике.

Основные функции программы:
Коммуникативная- направлена на создание условий для развития уровня коммуникативных
качеств;
Развивающая - направлена на развитие самостоятельности , творческих способностей ,
познавательной активности детей.
Программа рассчитана на 1 учебный года - с сентября по май-общий объем- 140 часов

1.2 Планируемые результаты освоения Программы:
Ожидаемым результатом освоения программы является
- получение первичных представлений о видах художественной деятельности;
- начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
- приобретение знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека;
- приобретение первичных навыков художественной работы в следующих видах искусства:
живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
- осваивание выразительных возможностей художественных материалов: живописных и
графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
- приобретение первичных навыков изображения предметного мира, растений, животных,
человека.
- повышение уровня исполнения воспитанниками работ в технике живописи, рисунка ,
декоративных поделок, графики;
-развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в
знании основ изобразительной грамоты,
- развитие
своих наблюдательных и познавательных способности, эмоциональной
отзывчивости;
- развитие
фантазии, воображения, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
- приобретение знаний о конкретных произведениях выдающихся художников,

П.Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы
Занятия по реализации Программы проводятся в очной форме, на базе МБОУ СОШ №7, в
кабинете ИЗО по адресу: город Реж, улица Металлургов, 22.
Занятия проводятся два раза в неделю, в течение 2 академических часов.
Группа формируется из обучающихся 5-8 классов. Наполняемость группы не более 10
человек.

2.1 График занятий
1 занятие- понедельник:13.30-15.00
2 занятие- среда: 13.30-15.00
2.2.Основные формы работы
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или
иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно
теоретические знания).
Занятие с натуры - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы
рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти - проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с
натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие - детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения
ребёнка.
Занятие-импровизация - на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в
выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия

пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и
родителей.
Занятие проверочное - (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие - строится в виде соревнования для стимулирования творчества
детей.
Занятие-экскурсия - проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в
изостудии.
Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие - подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может
проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к
отчетным выставкам.
Виды занятий:
*рисование с натуры
* рисование по представлению
*рисование на тему
*иллюстрирование
* конструирование из бумаги
* беседы об изобразительном искусстве
Программой не предусмотрена промежуточная, итоговая аттестация.
2.3 Формы контроля : наблюдение, коррекция, анализ.

Предварительный: изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала,
Текущий: выявление ошибок и успехов в работах обучающихся, анализ хода формирования
знаний и умений учащихся
Периодический: систематизация и обобщение материала всей темы;
Итоговый : оценка работы учащихся после прохождения всего учебного курса.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
Формы подведения итогов реализации программы.
Зачётные занятия, творческие задания, самостоятельные творческие работы , участие в
выставках, конкурсах.
2.4 Для успешной реализации программы используются различные педагогические
технологии:

- информационно-коммуникационные - обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый
интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
- технологии сотрудничества и сотворчества - сотрудничество троится на создании
положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, на постоянном
взаимопонимании учителя и учеников, на рефлексии, позволяющей педагогу и учащимся
проанализировать собственные действия и соотнести их с общей схемой действия;
- личностно-ориентированные образовательные технологии, основанные на идее выстраивания
учебно-воспитательного процесса вокруг личности ребенка, что гарантирует возможность
поступательного, комфортного и гармоничного возрастного развития.
2.5 Методы обучения

- Теоретические (Устное объяснение, беседа);
- Практические;
- Словесные(объяснение,рассказ,беседа)

Ш.Учебный план (годовой)
Уровень
сложности

Год обучения

Разделы

базовый

1 год
Сентябрь-май

Введение

Трудоемкость
(количество академических часов)
практика
всего
теория
4
2
2

Живопись
Рисунок
ДПИ

28
26
26

7
7
7

21
19
19

Выразительные
средства
графических
материалов
Конструирование
из бумаги
Выставочная
деятельность,экскурсии

26

7

19

24

4

20

4

-

4

140

34

104

Итого(минимальный объем программы)

IV. Календарный учебный график
групп
а

Уровень
Год
обучени
я

Продолж
и
тельность
обучения

№1

базовый

Сентябрьмай

Учебный
год 2019­
2020

Количеств
о
занятий
в неделю,
продолжи
тельность
одного
занятия
2 раза в
неделю,2
часа одно
занятие

Название
разделов

Всего
академи
ческих
часов

Количество
академи
ческих
часов в
неделю

Введение

4

4

Живопись
Рисунок
ДПИ

28
26
26

4
4
4

Выразительные
средства
графических
материалов
Конструирование
из бумаги
Выставочная
деятельность,экскур
сии

26

4

24

4

4

4

Продолжительность учебного года:
- организованное начало учебного года- 1 сентября
- набор и комплектование групп -2 сентября
- начало учебных занятий-2 сентября
- окончание учебных занятий -31 мая
- продолжительность учебного года -35 недель
- окончание учебного года - 31 мая
- каникулы: с 29.10.2022 по 06.11.2022, с 30.12.2022 по 10.01.2023 с 25.03.2023 по
02.03.2023

V.Содержание учебной программы
1.Вводное занятие
Знакомство с программой. Особенности первого года обучения. Цель и задачи программы.
Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство
детей друг с другом. Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности в
изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и
оборудованием. Тестовый рисунок. Графика Тестовый рисунок. Цвет.
2 .Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и
волшебника в древние времена. Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая
консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость
смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Свободный рисунок.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы
акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и
выдувание соломинкой акварельных клякс).
З .Рисунок
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером,
шариковой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками. Свободный рисунок с
применение любых графических материалов
Волшебная линия. Линии - начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные,
простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный,
зубастый, хитрый, прыгучий). Точка. Точка - «подружка» линии.
Техника пуантилизма .
4 .Декоративное рисование
Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы.
Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма. Составление
обобщённых композиции на основе стилизации природных форм.
Цвет в композиции. Изучение основных понятии о цвете. Составление декоративного
натюрморта, пейзажа, портрета в различных колористических решениях. Декоративный
пейзаж. Составление обобщённых композиций на основе многообразия форм окружающей
среды. Знакомство с лучшими образцами народного творчества
5.Выразительные средства графических материалов.
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы,
создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые
и загадочные.
Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных
оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Восковые мелки, фломастеры. Знакомство с техникой работы восковыми мелками и
фломастерами. Граттаж - процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью.
Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и
монохромными). Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля.
6.Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с
бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация.
Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги.
Фигурки из тонкой цветной бумаги
Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов
бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной.
Выставочная деятельность, экскурсии: участие в школьных муниципальных выставках и
конкурсах, экскурсии.
Учебно-тематический план
Название разделов, тем
1.РАЗДЕЛ «Введение»
Вводное занятие.Знакомство обучающихся друг с другом и с
педагогом.
Знакомство с художественными материалами и
оборудованием. Инструктаж по технике безопасности.
Организация рабочего места. Выявление уровня первичной
подготовки детей в данном виде деятельности.
Тестовый рисунок.
Графика Тестовый рисунок.
П.РАЗДЕЛ «Живопись».
1.Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Мой
родной город.
2.Особенности акварели: прозрачность, «нежность».
Праздничный натюрморт.
Волшебный пейзаж.
3.Праздник тёплых и холодных цветов.
4.Воздушные замки.
Дремучий лес.
Ш.РАЗДЕЛ «Рисунок»
1.Рисунок как вид искусства.
Линейная фантазия.
2.Мир насекомых.
Чудо -дерево.
З.Танец бабочек.
Образ литературного героя.
4.Пейзаж.
IV. РАЗДЕЛ « Декоративное рисование».
1.Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве
народов мира.
2.Декоративный натюрморт.Декоративный пейзаж.
Декоративный портрет.
З.Сюжетная композиция.
V.РАЗДЕЛ «Выразительные средства графических
материалов».

Количество часов
теория практика
всего
4
2
2
2
1
1

2

1

1

28
8

7
2

21
6

8

2

6

6
6

1
2

5
4

26
8

7
2

19
6

8

2

6

4

1

3

6
26
6

2
7
2

4
19
4

12

3

9

8
26

2
7

6
19

1.Сказочные герои.
2.Масленица -народный праздник.
З.Пасхальный натюрморт.
Памятники древнерусской архитектуры.
Праздник победы
4.Космические фантазии.В мире животных.Портрет .
VI.РАЗДЕЛ «Конструирование из бумаги»
1.Волшебный лес.
2.Пейзаж-настроение.
Барышня-крестьянка.
З.Цветущий май .Натюрморт с весенними цветами.
ИТОГО:
VI.Выставочная деятельность,экскурсии.
ВСЕГО

2
4
12

1
3

2
3
9

8
26
4
12

3
6
2
2

5
20
3
10

8
136
4
140

2
36
36

7
100
4
104

5.1Оценочные материалы
Формами подведения итогов освоения Программы являются:
-участие школьников в школьных и муниципальных выставках
- участие школьников в школьных, муниципальных всероссийских конкурсах детского
творчества.
Методы оценивания
Основными методами оценки являются разнообразные творческие и практические работы,
само- и взаимоконтроль. Данные методы применяются индивидуально и фронтально, когда
одновременно оценивается вся группа учеников.
VI. Перечень материально-технического оборудования
Наименование оборудованных учебных
№
Наименование
кабинетов,лабораторий , мастерских,объектов для
образовательной программы
,(с указанием наименований
проведения практических занятий, объектов
п/п
предметов,( модулей)в
физической культуры и спорта,иных объектов,
соответствии с учебным
которые предполагается использовать при
осуществлении образовательной деятельности( с
планом по каждой заявленной
указанием технических средств и основного
образовательной программе)
оборудования)
Введение.
Кабинет изобразительного искусства
Живопись.
Рисунок.
1.Компьютер,мультимедийный проектор
Декоративное рисование.
2. Бумага А-3,А-4.
Выразительные средства
З.Акварель ,гуашь , пастель,угольные карандаши,
графических
кисти,палитры
материалов.
4.Муляжи фруктов, геометрические тела.
Конструирование
5 .Керамические вазы.
из бумаги.
6.Энциклопедии«Я познаю мир»,
Выставочная деятельность,
« Шедевры русского искусства», «Эрмитаж» и пр.
экскурсии.
7.Журналы по изобразительному искусству,
энциклопедии по рисованию, дополнительная
литература по изобразительному искусству.
8. Презентации по рисунку, живописи для занятий
ИЗО-студии, DVD-диски по искусству, видео­
уроки.
9 .Дидактический раздаточный материал.
10.Наглядно-дидактические пособия по ИЗО:

VII.CnucoK литературы

1.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты,
кроссворды, тесты...-Волгоград: Учитель, 2009г.;
2. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.
3. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.
4. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.
5. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.
6. Таблицы по искусству, дидактические материалы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценочные материалы
Комплекс материалов предназначен для выявления достигнутых результатов у детей .

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ РАБОТ РЕБЕНКА
Этот диагностический способ отследить динамику развития детского рисунка. Критерии
анализа изобразительных работ базируются на взглядах художников, педагогов и психологов.
Творческая изобразительная работа определяется художниками по следующим критериям:
нестандартность, своеобразность, оригинальность манеры исполнения, романтизм, образность,
преобладание субъективно насыщенных эмоций, богатство цветоощущения. Работу можно
считать творческой при наличии следующих признаков:
Содержание
рисунка: оригинальное,
неожиданное,
нереальное,
фантастическое,
непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания
ребенка.
Особенности изображения: сложность в передаче форм, перспективность изображения,
многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый
творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в изображении
предметов, разнообразие размеров нарисованных предметов, зоркость, наблюдательность
ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.
Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в
передаче движений.
Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно
темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство
сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поет,
эмоционально воздействуя на зрителя.

Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках
на возраст.
По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в творческом
отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки - это нестандартная
творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою
творческую ценность. Дополнительные факторы может дать наблюдение за процессом работы
ребенка над рисунком. Ребенок, не обладая багажом знаний о законах построения композиции,
интуитивно ее выстраивает. Он настолько сильно погружается в работу, что в момент рисования
представляет с ней одно целое. Почувствовав себя в замысле произведения, ребенок ни на что
происходящее рядом не отвлекается, окружение для него перестает существовать. В таком
состоянии, как бы живя в своей работе, ребенок чувствует, что, где и как проложить линией и
цветом. Очутившись «внутри работы», он творит на уровне чувств и эмоций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №7
_________ О.В. Степанова

РАССМОТРЕНА
На педагогическом совете
протокол № 1 от 29.08.2019

приказ №133/01-08 от23.09.2019

Рабочая программа

ИЗО-студия «Радуга красок»
дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности
для учащихся 10-14 лет, базовый уровень

Нормативный срок освоения программы - сентябрь-май, 2 раза в неделю
очная форма обучения
групповая организация образовательной деятельности

Составитель:
Кочегарова Надежда Дмитриевна,
учитель изобразительного искусства

2023-2024

Аннотация
дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности : ИЗО -студия
«Радуга красок»для детей 10-14 лет, базовый уровень. Нормативный срок освоения программы
-сентябрь-май,2 раза в неделю, очная форма обучения, групповая организация образовательной
деятельности. Группа формируется на основании заявлений родителей, не менее 10 человек в
группе. Программа рассчитана на 140 часов, реализуется по адресу: г. Реж
,ул.Металлургов,22,МБОУ СОШ № 7, в кабинете изобразительного искусства.
Планируемые результаты освоения Программы:
- получение первичных представлений о видах художественной деятельности;
- начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
- приобретение знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека;
- приобретение первичных навыков художественной работы в следующих видах искусства:
живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
- осваивание выразительных возможностей художественных материалов: живописных и
графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
- приобретение первичных навыков изображения предметного мира, растений, животных,
человека;
- повышение уровня исполнения воспитанниками работ в технике живописи, рисунка ,
декоративных поделок, графики;
-развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в
знании основ изобразительной грамоты,
- развитие
своих наблюдательных и познавательных способности, эмоциональной
отзывчивости;
- развитие фантазии, воображения, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
- приобретение знаний о конкретных произведениях выдающихся художников,
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения. Цель и задачи
программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство
детей друг с другом. Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Тестовый
рисунок. Графика Тестовый рисунок. Цвет.

Живопись. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и
волшебника в древние времена. Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,
возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания,
возможность получения разнообразных спецэффектов. Свободный рисунок. Особенности акварели:
прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности
рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью
(снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Рисунок.Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом,
фломастером, шариковой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками. Свободный
рисунок с применение любых графических материалов Волшебная линия. Линии - начало всех
начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие.
«Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Точка. Точка «подружка» линии.Техника пуантилизма .
Декоративное рисование.Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира.
Мотивы и формы. Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма.Составление
обобщённых композиции на основе стилизации природных форм.Цвет в композиции. Изучение

основных понятии о цвете. Составление декоративного натюрморта, пейзажа, портрета в различных
колористических решениях.Декоративный пейзаж. Составление обобщённых композиций на основе
многообразия форм окружающей среды. Знакомство с лучшими образцами народного творчества
Выразительные средства графических материалов. Разнообразие выразительных средств
графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов:
добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные. Цветные карандаши. Техника работы
цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных
цветных карандашей. Восковые мелки, фломастеры. Знакомство с техникой работы восковыми мелками
и фломастерами. Граттаж - процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью.
Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля.

Конструирование из бумаги .Конструирование из бумаги и его художественные возможности.
Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Работа с
рваной бумагой. Рваная аппликация. Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги.
«Лепка» из мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги Смешанная техника (скручивание,
складывание, резание бумаги).

Учебно-тематический план
Название разделов, тем
1.РАЗДЕЛ «Введение».
Вводное занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и
с педагогом.
Знакомство с художественными материалами и
оборудованием. Инструктаж по технике безопасности.
Организация рабочего места. Выявление уровня первичной
подготовки детей в данном виде деятельности.
Тестовый рисунок.
Графика Тестовый рисунок.
1.РАЗДЕЛ «Живопись».
1.Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Мой
родной город.
2.Особенности акварели: прозрачность, «нежность».
Праздничный натюрморт.
Волшебный пейзаж.
З.Праздник тёплых и холодных цветов.
4.Воздушные замки.
Дремучий лес.
П.РАЗДЕЛ «Рисунок»
1.Рисунок как вид искусства.
Линейная фантазия.
2.Мир насекомых.
Чудо -дерево.
З.Танец бабочек.
Образ литературного героя.
4.Пейзаж.
III. РАЗДЕЛ « Декоративное рисование».
1.Основы декоративной композиции. Орнамент в искусстве
народов мира.
2.Декоративный натюрморт.Декоративный пейзаж.
Декоративный портрет.
З.Сюжетная композиция.

Количество часов
теория практика
всего
4
2
2
2
1
1

2

1

1

28
8

7
2

21
6

8

2

6

6
6

1
2

5
4

26
8

7
2

19
6

8

2

6

4

1

3

6
26
6

2
7
2

4
19
4

12

3

9

8

2

6

!У.РАЗДЕЛ «Выразительные средства графических
материалов».
1.Сказочные герои.
2.Масленица -народный праздник.
З.Пасхальный натюрморт.
Памятники древнерусской архитектуры.
Праздник победы
4.Космические фантазии.В мире животных.Портрет .
V.РАЗДЕЛ «Конструирование из бумаги»
1.Волшебный лес.
2.Пейзаж-настроение.
Барышня-крестьянка.
З.Цветущий май .Натюрморт с весенними цветами.
ИТОГО:
VI.Выставочная деятельность,экскурсии.
ВСЕГО

26

7

19

2
4
12

1
3

2
3
9

8
26
4
12

3
6
2
2

5
20
3
10

8
136
4
140

2
36
36

7
100
4
104

Основные формы работы

Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или
иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно
теоретические знания).
Занятие с натуры - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы
рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти - проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с
натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие - детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения
ребёнка.
Занятие-импровизация - на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в
выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия
пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и
родителей.
Занятие проверочное - (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие - строится в виде соревнования для стимулирования творчества
детей.
Занятие-экскурсия - проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в
изостудии.
Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие - подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может
проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к
отчетным выставкам.
Виды занятий:
*рисование с натуры
* рисование по представлению
* рисование на тему
*иллюстрирование
* конструирование из бумаги
* беседы об изобразительном искусстве

Программой не предусмотрена промежуточная, итоговая аттестация.

Формы контроля : наблюдение, коррекция, анализ.

Предварительный: изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала,
Текущий: выявление ошибок и успехов в работах обучающихся, анализ хода формирования
знаний и умений учащихся
Периодический': систематизация и обобщение материала всей темы;
Итоговый : оценка работы учащихся после прохождения всего учебного курса.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
Формы подведения итогов реализации программы.
Зачётные занятия, творческие задания, самостоятельные творческие работы , участие в
выставках, конкурсах.
Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии:

- информационно-коммуникационные - обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый
интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
- технологии сотрудничества и сотворчества - сотрудничество троится на создании
положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, на постоянном
взаимопонимании учителя и учеников, на рефлексии, позволяющей педагогу и учащимся
проанализировать собственные действия и соотнести их с общей схемой действия;
- личностно-ориентированные образовательные технологии, основанные на идее выстраивания
учебно-воспитательного процесса вокруг личности ребенка, что гарантирует возможность
поступательного, комфортного и гармоничного возрастного развития.
Методы обучения

- Теоретические (Устное объяснение, беседа);
- Практические;
- Словесные(объяснение, рассказ, беседа)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».