Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Режевской городской округ
МБОУ СОШ № 7

Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол №1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
ПРИЛОЖЕНИЕ I
к Основной образовательной программе
начального общего образования
директор МБОУ СОШ №7
’ ■ ! if

ньОУ

_______ / п
и jj.3 А .А .’Баженов
приказ 5&J 39/01-08 от 10.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 133300)
учебного предмета «Изобразительное искусство»

для обучающихся 1 -4 классов

Реж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы», представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых
требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на
промежуточную аттестацию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
начального
общего
образования
учебный
предмет
«Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и
является
обязательным
для
изучения.
Содержание
предмета
«Изобразительное искусство» структурировано как система тематических
модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального
общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение
содержания всех модулей в 1—4 классах обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при
выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт
вариативной
части
учебного
плана,
определяемой
участниками
образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение
количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую
художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и
достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и
метапредметных результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в
формировании
художественной
культуры
учащихся,
развитии
художественно-образного мышления и эстетического отношения к
явлениям
действительности
путём
освоения
начальных
основ
художественных знаний, умений, навыков и развития творческого
потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры
учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения
художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально­
пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные
основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и

народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание
уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию
произведений искусства и формированию зрительских навыков,
художественному
восприятию
предметно-бытовой
культуры.
Для
учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие
произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать
детские рисунки с позиций выраженного в них содержания,
художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи,
поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет
позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного
отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как
отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с
задачами практической творческой работы (при сохранении учебного
времени на восприятие произведений искусства и эстетического
наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся
с
многообразием видов
художественной деятельности и технически доступным разнообразием
художественных материалов. Практическая художественно-творческая
деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При
опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое
отношение к миру формируется прежде всего в собственной
художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности
развития детей 7—10 лет, при этом содержание занятий может быть
адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для
детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов
и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в
индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования
навыков сотрудничества в художественной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета
«Изобразительное искусство», — 135 ч (один час в неделю в каждом
классе).
1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

ПО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной

деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами

поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,

формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего

образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
•

уважение и ценностное отношение к своей Родине - России;

•

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально личностные позиции и социально значимые личностные качества;

•

духовно-нравственное развитие обучающихся;

•

мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному

участию в социально значимой деятельности;
•

позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям

искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма,
уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству

своего и других народов.

Патриотическое

воспитание осуществляется

через

освоение

обучающимися

содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает
патриотизм в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности

конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной причастности к
жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям

отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию
особенностей жизни разных народов и красоты их эстетических идеалов. Коллективные
творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой

деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной
ответственности.

Духовно-нравственное

воспитание является

стержнем

художественного

развития

обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно­
нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия

искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания. Развитие
творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности

и члена общества.
Эстетическое воспитание - важнейший компонент и условие развития социально

значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и
безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию
ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении

к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному

наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный

интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков
восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой

деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое

воспитание происходит

в

процессе

художественно-эстетического

наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических
чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей
среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой

работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания

реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат,
упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны
также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять

коллективную работу - обязательные требования к определённым заданиям по
программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего

образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные

учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Пространственные представления и сенсорные способности:
•

характеризовать форму предмета, конструкции;

•

выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

•

сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;

•

находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;

•

сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

•

анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между

собой;
•

обобщать форму составной конструкции;

•

выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении
(визуальном образе) на установленных основаниях;

•

передавать обобщённый образ реальности при построении плоской композиции;

•

соотносить тональные отношения (тёмное - светлое) в пространственных и плоскостных

объектах;
•

выявлять

и

анализировать эмоциональное

воздействие

цветовых

отношений

в

базовые

логические

и

пространственной среде и плоскостном изображении.

У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
•

проявлять исследовательские, экспериментальные

действия в

освоения

процессе

выразительных свойств различных художественных материалов;
•

проявлять творческие экспериментальные действия в

процессе самостоятельного

выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические
действия

на

произведений

основе

определённых учебных установок

изобразительного

искусства,

архитектуры

в

и

процессе

восприятия

продуктов

детского

художественного творчества;
•

использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и

состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
•

анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и

предметно-пространственную среду жизни человека;
•

формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим
учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;

•

использовать

знаково-символические

средства

для

составления

орнаментов

и

декоративных композиций;
•

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в
жизни людей;

•

классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве

инструмента анализа содержания произведений;
•

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
•

использовать электронные образовательные ресурсы;

•

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;

•

выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые
электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;

•

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать

информацию,

представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
•

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять

её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
•

осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе

установок и квестов, предложенных учителем;
•

соблюдать правила информационной безопасности при работе в Интернете.

Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения

общения

как часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
•

понимать искусство в качестве особого языка общения - межличностного (автор -

зритель), между поколениями, между народами;
•

вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение к

противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями участников
общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании

обсуждаемого явления;
•

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта
интересов в процессе совместной художественной деятельности;

•

демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или

исследовательского опыта;

•

анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их

содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
•

признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать,

понимать намерения и переживания свои и других людей;
•

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,

выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по
достижению общего результата.

Овладение универсальными регулятивными действиями
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации

и

самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
•

внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

•

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

•

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в

окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам;
•

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:

Модуль «Г рафика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в
самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе

знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения

и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.

Учиться

анализировать

пространственные величины.

соотношения

пропорций,

визуально

сравнивать

Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения

изображения на листе.

Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения
соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей

практической художественной деятельности.

Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с
позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке
содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).

Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления,
которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с
опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения

красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления,

организованные педагогом.

Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных

объёмных форм в природе (например, облака, камни, коряги, формы плодов).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о
целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики - создания объёмных форм из
бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в
природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и
искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать

виды

орнаментов

по

изобразительным

мотивам:

растительные,

геометрические, анималистические.

Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.

Приобретать

опыт

создания

орнаментальной

декоративной

композиции

(стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных

художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя

с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по

мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего

праздника.
Модуль «Архитектура».
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по

фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и

составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых
геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме

коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и

первичные навыки анализа его строения.

Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их

содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также
соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных

впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни

человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи

(установки).
Осваивать

опыт эстетического

восприятия

и

аналитического

наблюдения

архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной,
понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт
восприятия картин со сказочным сюжетом В.М. Васнецова, а также произведений с ярко

выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или

А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах
и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.

Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать

опыт

создания

фотографий

с

целью

эстетического

и

целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью

сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:

Модуль «Г рафика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными
материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких

графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу

наложения линии.

Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения

как необходимой композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать
умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские

впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта,

расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы

ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и
прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью,

навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы

прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных

оттенков составного цвета.

Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение

цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать
тёплые и холодные оттенки цвета.

Осваивать эмоциональную выразительность цвета:

цвет звонкий и яркий,

радостный; цвет мягкий, «глухой» и мрачный и другое.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды

(например, туман, грозу) на основе изменения тонального звучания цвета, приобретать

опыт передачи разного цветового состояния моря.

Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок
добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными

средствами удалось показать характер сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных

промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях

выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам
традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская,

дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).

Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных

сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной

лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в

природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления - узоры (например, капли, снежинки,

паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев) - с рукотворными
произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и другое).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или

вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек,
созданных

по

мотивам

народного

художественного

промысла

(по

выбору:

филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных

промыслов).

Приобретать

опыт преобразования бытовых

подручных

нехудожественных

материалов в художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах
иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И.

Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и
выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека рассказывают

о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных

персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного
декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного

макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать,

характеризовать

конструкцию

архитектурных

строений

(по

фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные

соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков
сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая
фантазию и внимание к архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему

характеру героев литературных и народных сказок.

Модуль «Восприятие произведений искусства»

Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения
выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и

других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную

учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а
также потребность в таком наблюдении.
Приобретать

опыт эстетического

наблюдения

и художественного

анализа

произведений декоративного искусства и их орнаментальной организации (например,

кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка).

Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных

художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, Н.

П. Крымова), а также художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи

западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван

Гога, К. Моне, А. Матисс).

Знать имена и узнавать наиболее известные произведения отечественных
художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В.
В. Ватагина, Е. И. Чарушина.

Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе
Paint.

Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в
программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.

Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники -

карандаш, кисточка, ластик, заливка и другие - и создавать простые рисунки или
композиции (например, образ дерева).
Осваивать

композиционное

построение

кадра

при

фотографировании:

расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. Участвовать в обсуждении

композиционного построения кадра в фотографии.

К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:

Модуль «Г рафика».
Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне

книги, многообразии форм детских книг, о работе художников-иллюстраторов.
Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок
обложки с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы,
создание иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте.
Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях

надписи, о работе художника над шрифтовой композицией.
Создавать практическую творческую работу - поздравительную открытку,

совмещая в ней шрифт и изображение.
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую

композицию - эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму.

Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица.
Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека.

Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для

карнавала или спектакля).
Модуль «Живопись»
Осваивать

приёмы

создания

живописной

композиции

(натюрморта)

по

наблюдению натуры или по представлению.

Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное
настроение в натюрмортах известных отечественных художников.
Приобретать опыт создания творческой живописной работы - натюрморта с ярко

выраженным настроением или «натюрморта-автопортрета».

Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по представлению.
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.

Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.

Выполнить

тематическую

композицию

«Праздник

в

городе»

на

основе

наблюдений, по памяти и по представлению.

Модуль «Скульптура»
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе

сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по

выбору учителя).
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём
добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа».

Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура,
мелкая пластика, рельеф (виды рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные

промыслы гжель и хохлома.
Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих

посуду гжели и хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим
промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного

художественного промысла).

Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в росписи
тканей, стен, уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии в

сетчатом орнаменте.

Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов.
Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза
росписи женского платка).

Модуль «Архитектура»

Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на
тему исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего

города.
Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной
работе по созданию такого макета.

Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы
разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство.

Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное
средство.

Выполнить творческий рисунок - создать образ своего города или села или
участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде
коллажа).

Модуль «Восприятие произведений искусства»
Рассматривать

и обсуждать

содержание работы художника,

ценностно

и

эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников детских

книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких

художников детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села),

характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания
и обсуждать их архитектурные особенности, приобретать представления, аналитический и
эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и

Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе фотографий, телепередач и

виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники.
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств:
изобразительных видов искусства - живописи, графики, скульптуры; архитектуры,
дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в

кино, в театре, на празднике.

Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры,
определяемые предметом изображения.

имена

Знать

крупнейших

отечественных

художников-пейзажистов:

И.

И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского и
других, приобретать представления об их произведениях.
Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи,
участвовать в исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от виртуальных

путешествий.

Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И.

Е. Репина, В. А. Серова и других, приобретать представления об их произведениях.
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему посвящены

их коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж,
Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств

имени А. С. Пушкина.

Знать, что в России много замечательных художественных музеев, иметь
представление о коллекциях своих региональных музеев.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими

фигурами, инструментами традиционного рисования.
Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем,

например:

исследования свойств ритма и построения ритмических композиций,

составления орнаментов

путём различных

повторений рисунка узора,

простого

повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов.

Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и
пропорции; осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение

мимики лица.
Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании,
например, поздравительных открыток, афиши.

К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:

Модуль «Г рафика»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей
практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека,

пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания
в своих рисунках.

Приобретать

представление о

традиционных

одеждах разных

народов

и

представление о красоте человека в разных культурах, применять эти знания в
изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных

культур.
Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры.

Модуль «Живопись»
Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж

гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской природы).
Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать

образ женщины в русском народном костюме и образ мужчины в народном костюме.
Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого

человека, детского портрета или автопортрета, портрета персонажа (по представлению из

выбранной культурной эпохи).
Создавать двойной портрет.
Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город».

Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного

панно (аппликации из индивидуальных рисунков) на темы народных праздников

(русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых
выражается обобщённый образ национальной культуры.
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина эскиза памятника героям Великой Отечественной войны или
участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса ко Дню
Победы в Великой Отечественной войне (работа выполняется после освоения собранного

материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране в память о
Великой Отечественной войне).

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов

разных народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных
мотивов), показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре,

одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи.

Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные

мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву,
вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта).

Получить представления о красоте русского народного костюма и головных
женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи
украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе.
Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях разных народов, со

своеобразием одежды в разных культурах и в разные эпохи.

Модуль «Архитектура»
Получить представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов,
об их связи с окружающей природой.

Познакомиться с конструкцией избы - традиционного деревянного жилого дома -

и надворных построек, уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы,

понимать и уметь объяснять тесную связь декора (украшений) избы с функциональным
значением тех же деталей: единство красоты и пользы. Иметь представления о

конструктивных особенностях переносного жилища - юрты.
Иметь знания, уметь объяснять и изображать традиционную конструкцию здания

каменного древнерусского храма, знать примеры наиболее значительных древнерусских
соборов и где они находятся, иметь представление о красоте и конструктивных

особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об
устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём

людей. Знать основные конструктивные черты древнегреческого храма, уметь его
изобразить, иметь общее, целостное образное представление о древнегреческой культуре.
Иметь представление об основных характерных чертах храмовых сооружений,

характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах,
буддийская пагода, мусульманская мечеть, уметь изображать их.
Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для современных

людей сохранения архитектурных памятников и исторического образа своей и мировой
культуры.

Модуль «Восприятие произведений искусства»
Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций
русской отечественной культуры (произведения В. М. Васнецова, А. М. Васнецова, Б.

М. Кустодиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И.

Я. Билибин).

Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский

Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом

местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского
деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи).
Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом Новгороде,

храм Покрова на Нерли.
Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому
скульптора И. П. Мартоса в Москве.

Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных

ансамблей и уметь объяснять их особое значение в жизни людей (мемориальные
ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям
Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, «Воин-освободитель» в берлинском
Трептов-парке, Пискарёвский мемориал в Санкт-Петербург), знать о правилах поведения

при посещении мемориальных памятников.
Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных

произведениях в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе

Древнего Востока, уметь обсуждать эти произведения.
Узнавать, различать общий вид и представлять основные компоненты конструкции

готических

(романских)

соборов,

знать

особенности

архитектурного

устройства

мусульманских мечетей, иметь представление об архитектурном своеобразии здания
буддийской пагоды.
Приводить примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да

Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору учителя).

Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью графических
изображений и их варьирования в компьютерной программе Paint: изображение линии
горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур

конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные

варианты его устройства.
Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного

дома на основе избы и традициями её украшений.

Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических
фигур конструкцию юрты, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её

украшения, внешний и внутренний вид юрты.

Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических
фигур конструкции храмовых зданий разных культур (каменный православный собор с

закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом, готический или романский собор,
пагода, мечеть).

Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью
геометрических фигур или на линейной основе; изобразить различные фазы движения,
двигая части фигуры (при соответствующих технических условиях создать анимацию

схематического движения человека).

Освоить

анимацию

простого

повторяющегося

движения

изображения

в

виртуальном редакторе GIF-анимации.

Освоить и проводить компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам

изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе
собственных фотографий и фотографий своих рисунков, делать шрифтовые надписи

наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать.
Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в
отечественные и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и

квестов, предложенных учителем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или
горизонтального
формата листа в зависимости от содержания
изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для
линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка
видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте.
Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном
искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь»,
кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с
каждым цветом. Навыки смешения красок и получениенового цвета.
Эмоциональная
выразительность
цвета,
способы
выражение
настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и
восприятию.
Развитие навыков работы гуашью.
Эмоциональная
выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые
состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная
техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие
воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек,
тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика,
птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания,
скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных
народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская
игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания,
закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях

урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие
объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами
в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в
круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением бабочки по
представлению, использование линии симметрии при составлении узора
крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных
народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская
игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём
складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы
складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем
мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей
зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание
объёмных простых геометрических тел.
Овладение приёмами
склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма
симметрии.
Макетирование
(или аппликация) пространственной
среды
сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие
произведений
детского
творчества.
Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и
предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание
иллюстраций
детской
книги
на
основе
содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное
состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения
В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих практических задач — установок
наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких

зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях
ответствующих изучаемой теме.

урока

ученических

фотографий,

со­

2 КЛАСС
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы
для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного
рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства
графических материалов, приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на
плоскости
листа:
сгущение,
разброс,
доминанта,
равновесие,
спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических
навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на
основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на
листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей
предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом.
Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать
форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с
активным
выражением его
характера. Аналитическое рассматривание графических произведений
анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и
получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков
и движений кистью. Пастозное, плотноеи прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы
акварелью.
Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с
помощью
тёмной
краски
и
осветление
цвета.
Эмоциональная
выразительность цветовых состояний и отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная
выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях
погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро,
гроза, буря, ветер — по выбору учителя). Произведения И. К.
Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером
(образ мужской или женский).

Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилины или глины игрушки — сказочного животного по
мотивам
выбранного
художественного
народного
промысла
(филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и
другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в
соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей
характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её
преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из
пластилина тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях
урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Ассоциативное
сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.
Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов. Декоративные
изображения
животных
в
игрушках
народных
промыслов;
филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору
учителя с учётом местных худо- жественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные
народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их
роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги,
разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование
пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе
сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты,
цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и
складывание полоски бумаги (например, гармошкой). Образ здания.
Памятники отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко
выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого
сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие
произведений
детского
творчества.
Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных
деталей, анализ их конструкции и эмоционального воздействия.
Сопоставление их с рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства
(кружево, шитьё, резьба и роспись и др.).

Восприятие произведений живописи с активным выражением
цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, А. И.
Куинджи, Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике
(произведения В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре
(произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их
пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint
или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими
фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в
программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш,
кисточка, ластик, заливка и др.) в программе Paint на основе простых
сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint
на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр
в синей ночи», «Перо жар-птицы»и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в
кадре.
Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических
фотографий, соответствующих изучаемой теме.

3 КЛАСС
Модуль «Графика»
Эскизы обложки и иллюстраций к детской книге сказок (сказка по
выбору). Рисунок буквицы. Макет книги-игрушки. Совмещение
изображения и текста. Расположение иллюстраций и текста на
развороте книги.
Поздравительная открытка. Открытка-пожелание. Композиция
открытки: совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисунок
открытки или аппликация.
Эскиз плаката или афиши. Совмещение шрифта и изображения.
Особенности композиции плаката.
Графические зарисовки карандашами по памяти или на основе
наблюдений и фотографий архитектурных достопримечательностей своего
города.
Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастическихмашин.
Изображение
лица
человека.
Строение,
пропорции,
взаиморасположение частей лица.
Эскиз маски для маскарада: изображение лица — маски персонажа с
ярко выраженным характером. Аппликация из цветной бумаги.
Модуль «Живопись»
Создание сюжетной композиции «В цирке», использование гуаши

или карандаша и акварели (по памяти и представлению). Художник в
театре: эскиз занавеса (или декораций сцены) для спектакля со
сказочным сюжетом (сказка по выбору).
Тематическая композиция «Праздник в городе». Гуашь по цветной
бумаге, возможно совмещение с наклейками в виде коллажа или
аппликации.
Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению.
«Натюрморт-автопортрет» из предметов, характеризующих личность
ученика.
Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе.
Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и
особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и
состояние неба в изображении.
Портрет человека по памяти и представлению с опорой на натуру.
Выражение в портрете (автопортрете) характера человека, особенностей
его
личности
с
использованием
выразительных
возможностей
композиционного размещения в плоскости листа, особенностей пропорций
и мимики лица, характера цветового решения, сильного или мягкого
контраста, включенияв композицию дополнительных предметов.
Модуль «Скульптура»
Создание игрушки из подручного нехудожественного материала,
придание ей одушевлённого образа (добавления деталей лепных или из
бумаги, ниток или других материалов).
Лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки
или создание этого персонажа путём бумагопластики. Освоение знаний о
видах скульптуры (по назначению) и жанрах скульптуры (по сюжету
изображения).
Лепка эскиза парковой скульптуры. Выражение пластики движения
в скульптуре. Работа с пластилином или глиной.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приёмы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения
посуды из дерева и глины в традициях народных художественных
промыслов Хохломы и Гжели (или в традициях других промыслов по
выбору учителя).
Эскизы орнаментов для росписи тканей. Раппорт. Трафарет и
создание орнамента при помощи печаток или штампов.
Эскизы орнамента для росписи платка: симметрия или асимметрия
построения композиции, статика и динамика узора, ритмические
чередования мотивов, наличие композиционного центра, роспись по
канве. Рассматривание павловопосадских платков.
Проектирование (эскизы) декоративных украшений в городе:
ажурные ограды, украшения фонарей, скамеек, киосков, подставок для
цветов и др.
Модуль «Архитектура»

Зарисовки
исторических
памятников
и
архитектурных
достопримечательностей города или села. Работа по наблюдению и по
памяти, на основе использования фотографий и образных представлений.
Проектирование садово-паркового пространства на плоскости
(аппликация, коллаж) или в виде макета с использованием бумаги,
картона, пенопласта и других подручных материалов. Графический
рисунок (индивидуально) или тематическое панно «Образ моего города»
(села) в виде коллективной работы (композиционная склейка-аппликация
рисунков зданий и других элементов городского пространства,
выполненных индивидуально).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Иллюстрации в детских книгах и дизайн детской книги.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных российских
иллюстраторов детских книг.
Восприятие объектов окружающего мира — архитектура, улицы
города
или
села.
Памятники
архитектуры
и
архитектурные
достопримечательности (по выбору учителя), их значение в современном
мире.
Виртуальное путешествие: памятники архитектуры в Москве и СанктПетербурге (обзор памятников по выбору учителя).
Художественные
музеи.
Виртуальные
путешествия
в
художественные музеи: Государственная Третьяковская галерея,
Государственный
Эрмитаж,
Государственный
Русский
музей,
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина. Экскурсии в местные художественные музеи и галереи.
Виртуальные экскурсии в знаменитые зарубежные художественные
музеи (выбор музеев — за учителем). Осознание значимости и
увлекательности посещения музеев; посещение знаменитого музея как
событие; интерес к коллекции музея и искусству в целом.
Знания о видах пространственных искусств: виды определяются по
назначению произведений в жизни людей.
Жанры в изобразительном искусстве — в живописи, графике,
скульптуре — определяются предметом изображения; классификация и
сравнение содержания произведений сходного сюжета (портреты, пейзажи
и др.).
Представления
о
произведениях
крупнейших
отечественных
художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. К.
Саврасова, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского и др.
Представления
о
произведениях
крупнейших
отечественных
портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова и др.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному
восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика),
разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют,

улетают и т. д.). Вместо пятен (геометрических фигур) могут быть простые
силуэты машинок, птичек, облаков и др.
В графическом редакторе создание рисунка элемента орнамента
(паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с
поворотами вокруг оси рисунка, и создание орнамента, в основе которого
раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же
элемента.
Изображение и изучение мимики лица в программе Paint (или
другом графическом редакторе).
Совмещение с помощью графического редактора векторного
изображения, фотографии и шрифта для создания плаката или
поздравительной открытки.
Редактирование фотографий в программе Picture Manager:
изменение яркости, контраста, насыщенности цвета; обрезка, поворот,
отражение.
Виртуальные путешествия в главные художественные музеи и музеи
местные (по выбору учителя).

4 КЛАСС
Модуль «Графика»
Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера
изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и
тонального контрастов.
Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение
частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег,
ходьба, сидящая и стоящая фигуры.
Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и
сказаний разных народов.
Изображение города — тематическая графическая композиция;
использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника).
Модуль «Живопись»
Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных
композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт).
Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с
разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет
матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или
автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной
культурной эпохи).
Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные
панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных
персонажей на темы праздников народов мира или в качестве
иллюстраций к сказкам и легендам.
Модуль «Скульптура»
Знакомство
со
скульптурными
памятниками
героям
и

мемориальными комплексами.
Создание эскиза памятника народному герою. Работа с
пластилином или глиной. Выражение значительности, трагизма и
победительной силы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и
назначению предмета, в художественной обработке которого
он
применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в
орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях,
одежде, предметах быта и др.
Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная
резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы,
вышивка, декор головных уборов и др.
Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках
русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы.
Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы
и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды
разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его
занятий.
Женский и мужской костюмы в традициях разных народов.
Своеобразие одежды разных эпох и культур.
Модуль «Архитектура»
Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с
окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её
устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ.
Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из
бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и
традиционного декора. Понимание тесной связи красоты и пользы,
функционального и декоративного в архитектуре традиционного жилого
деревянного дома. Разныевиды изб и надворных построек.
Конструкция и изображение здания каменного собора: свод, нефы,
закомары, глава, купол. Роль собора в организации жизни древнего
города, собор как архитектурная доминанта.
Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных
народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий
храм, готический или романский собор, мечеть, пагода.
Освоение образа и структуры архитектурного пространства
древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный
собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе.
Понимание значения для современных людей сохранения
культурного наследия.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Произведения В. М. Васнецова, Б. М. Кустодиева, А. М. Васнецова,
В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина,

И. Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной
культуры.
Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо
да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и другихпо выбору учителя).
Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль,
Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с
учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских).
Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс
на острове Кижи.
Художественная культура разных эпох и народов. Представления об
архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в
культуре Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные
памятники Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения.
Произведения предметно-пространственной культуры, составляющие
истоки, основания национальных культур в современном мире.
Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д.
Пожарскому скульптора И. П. Мартоса в Москве. Мемориальные
ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль
«Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и другие по
выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Изображение и освоение в программе Paint правил линейной и
воздушной перспективы: изображение линии горизонта и точки схода,
перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур
конструкции традиционного крестьянского
деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства.
Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных
народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных
традиций).
Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур:
каменный православный собор, готический или романский собор, пагода,
мечеть.
Построение в графическом редакторе с помощью геометрических
фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение
различных фаз движения. Создание анимации схематического движения
человека (при соответствующих технических условиях).
Анимация простого движения нарисованной фигурки: загрузить две
фазы движения фигурки в виртуальный редактор GIF-анимации и
сохранить простое повторяющееся движение своего рисунка.
Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему
архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной
эпохи или национальной культуры.

Виртуальные
музеям мира.

тематические

путешествия

по

художественным

Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать
(указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или
запланированные):
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно­
нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками,
соответствующие укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
1 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п

10
9
8
6

1
2
3
4

Ты учишься изображать
Ты украшаешь
Ты строишь
Изображение, украшение, постройка
всегда помогают друг другу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
1
Введение
2
Как и чем работает художник
3
Реальность и фантазия
4
О чем говорит искусство?
5
Как говорит искусство?
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1
1
1

33

0

3

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Всего

2
14
5
7
6
34

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Всего

1
1
1
3

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

3 КЛАСС

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Всего

1

Введение

1

2

Искусство в твоем доме

8

1

3

8

1

4

Искусство на улицах твоего
города
Художник и зрелище

5

Художник и музей

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f411892
Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f411892

7

1
3

0

4 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Всего

1

Введение

1

2

Истоки родного искусства

7

1

3

Древние города нашей земли

11

1

4

Каждый народ - художник

9

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f4129ea
Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f4129ea

5

Искусство объединяет народы

ОБЩЕ Е КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГР АММЕ

6
34

Библиотека ЦОК
https: / /m.edsoo.ru/7f4129ea

1
3

0

Критерии оценивания
Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки
подготовки выпускников на уровне начального общего образования выступают
планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для
каждой программы, предмета, курса.
Виды оценивания
> Входная диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга
общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их
готовности к изучению данного курса. В дальнейшем стартовая диагностика
используется в любом классе перед изучением тематических разделов курса для
выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.
> Оценивание тематических результатов по отдельным предметам по основным
сквозным дидактическим линиям, которые выделены в планируемых результатах.
> Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов).
> Итоговое оценивание (промежуточная аттестация по итогам четверти 2-4 классы,
итоговая промежуточная аттестация 1-4 классы).

Система безотметочного обучения в 1 классах
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует
отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это
поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки
существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у
учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения;
малая информативность; травмирующий характер.
Безотметочное обучение вводится в 1 классах начальной школы как система
контроля и самоконтроля учебных достижений обучающихся, ориентированная на
обучение по адаптивной модели - обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от
его индивидуальных особенностей. Призвано способствовать гуманизации обучения,
индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
дифференцированный
подход
при
осуществлении
оценочных
и
контролирующихдействий;
критериальность-содержательный контроль и оценка строятся на критериальной,
выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть
однозначными и предельно четкими;
приоритет самооценки - формируется способность учащихся самостоятельно
оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки
применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка
предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка
ученика должна предшествовать оценке учителя;
непрерывность - с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается
перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к
оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на
ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
гибкость и вариативность инструментария оценки - в учебном процессе
используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко
реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
сочетание качественной и количественной составляющих оценки - ачественная
составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет

отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в
группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль
мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных
приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами
некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными
критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает
наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его
индивидуальных особенностей;
- естественность процесса контроля и оценки - контроль и оценка должны
проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В
характеристику учебно-познавательной
деятельности школьников
включаются
результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
В первом классе предметные достижения обучающихся оцениваются в процентном
содержании, т.е учитель определяет % усвоения материала по изученной теме. На этой
основе строит свою коррекционную работу. Во 2-х - 4-х классах диктант, грамматическое
задание, изложение, контрольная работа по математике оцениваются в пятибалльной
системе согласно школьному Положению о системе оценивания, остальные работы
(тесты, самостоятельные, проверочные) оцениваются по следующей схеме.
Учителем определяется максимальный балл, который может получить ученик за
тест, проверочную работу. При проверке работы 1 балл ставится за каждую правильно
выполненную операцию в задании теста, проверочной работы (например, задача в 1
действие оценивается в 3 балла - 1 балл - выбор действия, 1 балл - правильно выполненное
вычисление, 1 балл - записан ответ, итого - 3 балла). Полученные баллы суммируются и
делятся на количество максимального балла, далее умножается на 100%. Получается %
усвоения материала по изученной теме, который переводится в пятибалльную систему
следующим образом: 0% - 49% - «2»; 50%-74% - «3», 75% - 95% - «4»; 96% - 100% - «5».
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе тематического и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Данные заносятся в таблицы образовательных результатов и служат предметом
мониторинговых исследований по предмету. Таким образом, определяется уровень
освоения образовательной программы по предметам: русский язык, математика,
окружающий мир, литературное чтение (темп чтения). В начальной школе
осуществляется мониторинг уровня освоения образовательной программы по русскому
языку, математике, окружающему миру, литературному чтению.
Уровень освоения образовательной программы по учебному предмету в начальной
школе
На основе принципов системы оценивания, соответствующих требованиям ФГОС,
определяется уровень освоения образовательной программы по русскому, математике по
итогам четверти. Окружающий мир, иностранный язык - по итогам года, литературное
чтение (темп чтения) - по итогам года. Отметка за четверть по русскому языку,
математике выставляется обучающемуся на основе перевода процентного показателя
(уровня освоения ОП) в пятибалльную систему. Задаются следующие критерии и
показатели:
№
Критерии
Показатели
1
Р1, Р2, РЗ, Р4, Р5 - это формы Балл, полученный учеником
тематического
и
промежуточного
контроля,
предусмотренные
планированием в течение четверти

2

3

4

5

6

7

8

9

Средний балл по тематическому это средний показатель по итогам
контролю и промежуточному контролю тематического и промежуточного
в течение четверти
контроля ученика
(определяется
среднее арифметическое по итогам
тематического и промежуточного
контроля)
Средний балл по устным формам Средний показатель по устным
формам
контроля
ученика
контроля
(суммируются показатели каждого
ответа ученика, определяется среднее
арифметическое по итогам устных
форм
тематического
и
промежуточного контроля)
Средний балл письменных и устных Среднее
арифметическое
по
письменным и устным формам
форм контроля
контроля
% - процент освоения программы по Показатель, полученный учеником
(Средний показатель по итогам
предмету в течение четверти
тематического и промежуточного
контроля
ученика
делится
на
максимальный балл, который можно
получить
за
период
четверти
(определяется учителем посредством
суммирования максимальных баллов
по результатам тематического и
промежуточного
контроля)
и
умножается на 100%, получается %
освоения программы по предмету для
определения
уровня
освоения
программного материала).
Уровень
освоения
программного
материала по предмету в течение
четверти
Шкала определения уровня: 0-54% низкий;
Уровень освоения образовательной
55% - 75% - базовый;
программы по учебному предмету:
76% - 96% -повышенный; 97 % - 100% - низкий, базовый, повышенный,
высокий
высокий.
Итоговая отметка за четверть 0-49% Отметка, полученная в результате
- «2»;
перевода %
51%-70% -«3»
71% - 91 (95)% -«4» (на усмотрения
учителя, в пользу ученика)
91(95)% - 100%- «5»
Итоговый
уровень
освоения Среднее
арифметическое
по
образовательной
программы
по уровням за 1.2,3,4 четверти.
предмету.
Итоговая отметка за год
Отметка, полученная в результате

перевода %

"5" (отлично)
• учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
• правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные
знания на практике;
• верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между
собой все компоненты изображения;
• умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
"4" (хорошо)

•
•
•

учащийся полностью овладел программным материалом, но при
изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

"3" (удовлетворительно)
• учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
• допускает неточность в изложении изученного материала.

"2" (неудовлетворительно)
•
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
•
не справляется с поставленной целью урока;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1- 4 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
Библиотека материалов для начальной школы

http://www.nachalka.com/biblioteka

Портал «Российское образование http://www.edu.ru

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/?ysclid=l4zqlncyje568706830
https://resh.edu.ru/subject/8/1/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».