Рабочая программа учебного предмета ОБЖ 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Режевской городской округ
МБОУ СОШ № 7

Рассмотрено
на педагогическом совете протокол
№1 от 30.08.2023

/ Приложение I
к Программе среднее общего образования
. Утверждаю
_____ /А. А. Баженов
\Дй^екгор МБОУ СОШ №7
Приказ'Nv—pjV 01-08 от 30.08.2023
«Об утверждении рабочих программ по учебным предметам»

Основная образовательная программа среднего общего образования

Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
10-11 классы
Срок освоения 2 года

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» (предметная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности») - (далее - программа ОБЖ) разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в ФГОС СОО, рабочей программы воспитания школы, Концепции
преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и
предусматривает непосредственное применение при реализации ООП СОО.
Содержание программы ОБЖ выстроено в логике последовательного нарастания
факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного
взаимодействия человека с окружающей средой, преемственности приобретения
обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности
жизнедеятельности.
Программа ОБЖ обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в
преподавании ОБЖ, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и
формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с
уровня основного общего образования; продолжения освоения содержания материала в
логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная
ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и
угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЖ обеспечивает:
• формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
• достижение
выпускниками
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в
формировании полноценной личности безопасного типа;
• взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего образования;
• подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено отдельными
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и непрерывность
изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования:
Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности».
Модуль № 2. «Основы обороны государства».
Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных
ситуаций».
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность».
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки».
В целях обеспечения преемственности в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне
среднего общего образования рабочая программа предполагает внедрение универсальной
структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме
безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать, при
необходимости безопасно действовать».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В современных условиях с обострением существующих и появлением новых
глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной
напряжённости на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей
экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медико-биологических условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и другие) возрастает приоритет
вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и
государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся
сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное
значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян,
направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской
идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения
безопасности в повседневной жизни.
ОБЖ является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты
во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение
необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений,
формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является
общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на
изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и
естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса
проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать
оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также
актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать
угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать
обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа,
закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию
условий устойчивого развития общества и государства.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в
соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что
предполагает:
• способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни,
причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных
ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
• сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и
устойчивого развития личности, общества и государства;
• знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.

СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Реализация воспитательного потенциала уроков ОБЖ (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания уроков
для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение в содержание уроков целевых ориентиров результатов воспитания, их
учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу школы,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе
рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования».
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На уровне среднего общего образования «ОБЖ» является обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности».
Срок освоения рабочей программы: 10-11 классы, 2 года
Количество часов в учебном плане на изучение предмета (34 учебные недели)
Количество часов в неделю Количество часов в год
Класс
1
34
10 класс
1
34
11 класс
Всего
68

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль № 1. «Основы комплексной безопасности».
Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
Корпоративный, индивидуальный, групповой уровень культуры безопасности.
Общественно-государственный уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения в
стране.
Общие правила безопасности жизнедеятельности.
Опасности вовлечения молодёжи в противозаконную и антиобщественную
деятельность. Ответственность за нарушения общественного порядка. Меры
противодействия вовлечению в несанкционированные публичные мероприятия.
Явные и скрытые опасности современных развлечений молодёжи. Зацепинг.
Административная ответственность за занятия зацепингом и руфингом. Диггерство и его
опасности. Ответственность за диггерство. Паркур. Селфи. Основные меры безопасности для
паркура и селфи. Флешмоб. Ответственность за участие во флешмобе, носящем
антиобщественный характер.
Как не стать жертвой информационной войны.
Безопасность на транспорте. Порядок действий при дорожно-транспортных
происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания).
Обязанности участников дорожного движения. Правила дорожного движения для
пешеходов, пассажиров, водителей.
Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси, маршрутном
такси. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
Безопасное поведение на различных видах транспорта.
Электросамокат. Питбайк. Моноколесо. Сегвей. Гироскутер. Основные меры
безопасности при езде на средствах индивидуальной мобильности. Административная и
уголовная ответственность за нарушение правил при вождении.
Дорожные знаки (основные группы). Порядок движения. Дорожная разметка и её
виды (горизонтальная и вертикальная). Правила дорожного движения, установленные для
водителей велосипедов, мотоциклов и мопедов. Ответственность за нарушение Правил
дорожного движения и мер оказания первой помощи.
Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте, на воздушном и
водном транспорте. Как действовать при аварийных ситуациях на воздушном,
железнодорожном и водном транспорте.
Источники опасности в быту. Причины пожаров в жилых помещениях. Правила
поведения и действия при пожаре. Электробезопасность в повседневной жизни. Меры
предосторожности для исключения поражения электрическим током. Права, обязанности и
ответственность граждан в области пожарной безопасности. Средства бытовой химии.
Правила обращения с ними и хранения. Аварии на коммунальных системах
жизнеобеспечения. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними.
Информационная и финансовая безопасность. Информационная безопасность
Российской Федерации. Угроза информационной безопасности.
Информационная безопасность детей. Правила информационной безопасности в
социальных сетях. Адреса электронной почты. Никнейм. Гражданская, административная и
уголовная ответственность в информационной сфере.
Основные правила финансовой безопасности в информационной сфере. Финансовая
безопасность в сфере наличных денег, банковских карт. Уголовная ответственность за
мошенничество. Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете.

Безопасность в общественных местах. Порядок действий при риске возникновения
или возникновении толпы, давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи.
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии, при угрозе возникновения пожара.
Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. Порядок действий в случаях,
когда потерялся человек.
Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации. Способы разрешения конфликтных
ситуаций. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия буллингу и
проявлению насилия.
Модуль № 2. «Основы обороны государства».
Правовые основы подготовки граждан к военной службе. Стратегические
национальные приоритеты. Цели обороны. Предназначение Вооружённых Сил Российской
Федерации. Войска, воинские формирования, службы, которые привлекаются к обороне
страны.
Составляющие воинской обязанности в мирное и военное время. Организация
воинского учёта. Подготовка граждан к военной службе. Заключение комиссии по
результатам медицинского освидетельствования о годности гражданина к военной службе.
Допризывная подготовка. Подготовка по основам военной службы в образовательных
организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования.
Подготовка граждан по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и
старшин в различных объединениях и организациях. Составные части добровольной
подготовки граждан к военной службе. Военно-прикладные виды спорта. Спортивная
подготовка граждан.
Вооружённые Силы Российской Федерации - гарант обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации. История создания российской армии. Победа в
Великой Отечественной войне (1941-1945). Вооружённые Силы Советского Союза в 1946­
1991 гг. Вооружённые Силы Российской Федерации (созданы в 1992 г.).
Дни воинской славы (победные дни) России. Памятные даты России.
Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Угроза
национальной безопасности. Повышение угрозы использования военной силы.
Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные
приоритеты. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Стратегические цели обороны. Достижение целей обороны. Военная доктрина Российской
Федерации. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению
военных конфликтов. Гибридная война и способы противодействия ей.
Структура Вооружённых Сил Российской Федерации. Виды и рода войск
Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинские должности и звания в Вооружённых
Силах Российской Федерации. Воинские звания военнослужащих. Военная форма одежды и
знаки различия военнослужащих.
Современное
состояние
Вооружённых
Сил
Российской
Федерации.
Совершенствование системы военного образования. Всероссийское детско-юношеское
военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Модернизация вооружения,
военной и специальной техники в Вооружённых Силах Российской Федерации. Требования
к кандидатам на прохождение военной службы в научной роте.
Модуль № 3. «Военно-профессиональная деятельность».
Выбор воинской профессии. Индивидуальные качества, которыми должны обладать
претенденты на командные должности, военные связисты, водители, военнослужащие,
находящиеся на должностях специального назначения.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской
Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Воинские символы и традиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Ордена
Российской Федерации - знаки отличия, почётные государственные награды за особые
заслуги.
Традиции, ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинский долг.
Дружба и войсковое товарищество. Порядок вручения Боевого знамени воинской части и
приведения к Военной присяге (принесения обязательства).
Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации. Вручение
воинской части государственной награды.
Призыв граждан на военную службу. Воинская обязанность граждан Российской
Федерации в мирное время, в период мобилизации, военного положения и в военное время.
Граждане, подлежащие (не подлежащие) призыву на военную службу, освобождение от
призыва на военную службу. Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки
призыва граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Модуль № 4. «Защита населения Российской Федерации от опасных и
чрезвычайных ситуаций».
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций. Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации (2021). Основные направления деятельности государства по защите населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций.
Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций (на защиту жизни, здоровья и личного
имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и других).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Структура и основные задачи РСЧС. Функциональные и территориальные
подсистемы РСЧС. Структура, основные задачи, деятельность МЧС России.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в
местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Цель и задачи ОКСИОН. Режимы
функционирования ОКСИОН.
Гражданская оборона и её основные задачи на современном этапе. Подготовка
населения в области гражданской обороны. Подготовка обучаемых гражданской обороне в
общеобразовательных организациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Составные части системы оповещения населения. Действия по сигналам гражданской
обороны. Правила поведения населения в зонах химического и радиационного загрязнения.
Оказание первой помощи при поражении аварийно-химически опасными веществами.
Правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных
действий. Эвакуация гражданского населения и её виды. Упреждающая и заблаговременная
эвакуация. Общая и частичная эвакуация.
Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты
органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи. Использование медицинских
средств индивидуальной защиты.
Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне поражения. Защитные
сооружения гражданской обороны. Размещение населения в защитных сооружениях.
Аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы в зоне поражения.
Задачи аварийно-спасательных и неотложных работ. Приёмы и способы выполнения
спасательных работ. Соблюдение мер безопасности при работах.
Модуль № 5. «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность».
Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в
лесу, в горах, на водоёмах. Ориентирование на местности. Современные средства навигации
(компас, GPS). Безопасность в автономных условиях.

Чрезвычайные ситуации природного характера (геологические, гидрологические,
метеорологические, природные пожары). Возможности прогнозирования и предупреждения.
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Нормы предельно
допустимой концентрации вредных веществ. Правила использования питьевой воды.
Качество продуктов питания. Правила хранения и употребления продуктов питания.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (Роспотребнадзор). Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды».
Средства защиты и предупреждения от экологических опасностей. Бытовые приборы
контроля воздуха. TDS-метры (солемеры). Шумомеры. Люксметры. Бытовые дозиметры
(радиометры). Бытовые нитратомеры.
Основные виды экологических знаков. Знаки, свидетельствующие об экологической
чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды. Знаки, информирующие
об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки.
Модуль № 6. «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
Разновидности экстремистской деятельности. Внешние и внутренние экстремистские
угрозы.
Деструктивные молодёжные субкультуры и экстремистские объединения. Терроризм
- крайняя форма экстремизма. Разновидности террористической деятельности.
Праворадикальные группировки нацистской направленности и леворадикальные
сообщества. Правила безопасности, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в сферу
влияния неформальной группировки.
Ответственность граждан за участие в экстремистской и террористической
деятельности. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за
участие в экстремистской и террористической деятельности.
Противодействие экстремизму и терроризму на государственном уровне.
Национальный антитеррористический комитет (НАК) и его предназначение. Основные
задачи НАК. Федеральный оперативный штаб.
Уровни террористической опасности. Принятие решения об установлении уровня
террористической опасности. Меры по обеспечению безопасности личности, общества и
государства, которые принимаются в соответствии с установленным уровнем
террористической опасности.
Особенности проведения
контртеррористических
операций.
Обязанности
руководителя контртеррористической операции. Группировка сил и средств для проведения
контртеррористической операции.
Экстремизм и терроризм на современном этапе. Внутренние и внешние
экстремистские угрозы. Наиболее опасные проявления экстремизма. Виды современной
террористической деятельности. Терроризм, который опирается на религиозные мотивы.
Терроризм на криминальной основе. Терроризм на национальной основе. Технологический
терроризм. Кибертерроризм.
Борьба с угрозой экстремистской и террористической опасности. Способы
противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность.
Формирование антитеррористического поведения. Праворадикальные группировки
нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Как не стать участником или
жертвой молодёжных право- и леворадикальных сообществ. Радикальный ислам - опасное
экстремистское течение. Как избежать вербовки в экстремистскую организацию.
Меры личной безопасности при вооружённом нападении на образовательную
организацию. Действия при угрозе совершения террористического акта. Обнаружение
подозрительного предмета, в котором может быть замаскировано взрывное устройство.
Безопасное поведение в толпе. Безопасное поведение при захвате в заложники.
Модуль № 7. «Основы здорового образа жизни».

Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности.
Государственная правовая база для обеспечения безопасности населения и формирования у
него культуры безопасности, составляющей которой является ведение здорового образа
жизни.
Систематические занятия физической культурой и спортом. Выполнение нормативов
ГТО. Основные составляющие здорового образа жизни. Главная цель здорового образа
жизни - сохранение здоровья. Рациональное питание. Вредные привычки. Главное правило
здорового образа жизни. Преимущества правил здорового образа жизни. Способы
сохранения психического здоровья.
Репродуктивное здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на
репродуктивную функцию. Влияние уровня репродуктивного здоровья каждого человека и
общества в целом на демографическую ситуацию страны.
Наркотизм - одна из главных угроз общественному здоровью. Правовые основы
государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств,
психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны
здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Наказания за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами,
предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации. Профилактика наркомании.
Психоактивные вещества (ПАВ). Формирование индивидуального негативного отношения к
наркотикам.
Комплексы профилактики психоактивных веществ (ПАВ). Первичная профилактика
злоупотребления ПАВ. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ. Третичная
профилактика злоупотребления ПАВ.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».
Освоение основ медицинских знаний.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно­
эпидемиологического благополучия населения. Среда обитания человека. Санитарно­
эпидемиологическая обстановка. Карантин.
Виды неинфекционных заболеваний. Как избежать возникновения и
прогрессирования неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике
неинфекционных заболеваний. Виды инфекционных заболеваний. Профилактика
инфекционных болезней. Вакцинация.
Биологическая безопасность. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Источник
биолого-социальной чрезвычайной ситуации. Безопасность при возникновении биолого­
социальных чрезвычайных ситуаций. Способы личной защиты в случае сообщения об
эпидемии. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Правила профилактики
коронавируса.
Первая помощь и правила её оказания. Признаки угрожающих жизни и здоровью
состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи. Правила вызова скорой
медицинской помощи. Уголовная ответственность за оставление пострадавшего,
находящегося в беспомощном состоянии, без возможности получения помощи.
Оказание первой помощи пострадавшему до передачи его в руки специалистам из
бригады скорой медицинской помощи. Реанимационные мероприятия.
Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности. Острая сердечная
недостаточность (ОСН). Неотложные мероприятия при ОСН. Первая помощь при травмах и
травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Виды ран. Кровотечения наружные и
внутренние. Правила оказания помощи при различных видах кровотечений. Первая помощь
при острой боли в животе, эпилепсии, ожогах. Первая помощь при пищевых отравлениях и
отравлениях угарным газом, бытовой химией, удобрениями, средствами для уничтожения
грызунов и насекомых, лекарственными препаратами и алкоголем, кислотами и щелочами.

Первая помощь при утоплении и коме. Первая помощь при отравлении
психоактивными веществами. Общие признаки отравления психоактивными веществами.
Составы аптечек для оказания первой помощи в различных условиях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Модуль № 9. «Элементы начальной военной подготовки».
Строевая подготовка и воинское приветствие. Строи и управление ими. Строевая
подготовка. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Оружие пехотинца и правила обращения с ним. Автомат Калашникова (АК-74).
Основы и правила стрельбы. Устройство и принцип действия ручных гранат. Ручная
осколочная граната Ф-1 (оборонительная). Ручная осколочная граната РГД-5.
Действия в современном общевойсковом бою. Состав и вооружение мотострелкового
отделения на БМП. Инженерное оборудование позиции солдата. Одиночный окоп.
Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке.
Средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою. Фильтрующий
противогаз. Респиратор. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Табельные
медицинские средства индивидуальной защиты. Первая помощь в бою. Различные способы
переноски и оттаскивания раненых с поля боя.
Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель. Перекрытая щель.
Блиндаж. Укрытия для боевой техники. Убежища для личного состава.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЖ, способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские
достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению
правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном
отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом.
Личностные результаты изучения ОБЖ включают:
1) гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила
безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области
обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым
подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее
многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы,
боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья
людей;

сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности
других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение,
самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных
ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей
волонтёрства и добровольчества;
4) эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных
представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной
концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности
избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому
здоровью;
7) трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения
национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
8) экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного
природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их
приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области
безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом
самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные
состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;

владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных
задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ
решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием
объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в
новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности;
переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов
при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать
оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности и гигиены.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в
повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки
деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;

оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно­
практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в
свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника
команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны
и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по ОБЖ на уровне среднего общего образования характеризуют сформированность у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих
проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЖ, обеспечивают:
1) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
2) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных
местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных
ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
3) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке
действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;

4) знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; знание порядка действий при
чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
5) владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер
профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о
здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам;
знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
6) знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том
числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к
проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
7) знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать опасности в
цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
8) знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий
при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности;
9) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства, экстремизма,
терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической
опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при
проведении контртеррористической операции;
10) сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли вооружённых сил в
обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны;
знание действия при сигналах гражданской обороны;
11) знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного
характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
12) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов

1.1

Практичес
кие работы

Контрольн
ые работы

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Всего

№
п/п

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Раздел 1. Модуль "Основы комплексной безопасности"
Культура
РЭШ 10 класс
2
безопасности
https://resh.edu.ru/
жизнедеятельн
subject/23/10/
ости
МЭШ 10 класс
населения
https://uchebnik.m
os.ru/catalogue?su
bject_program_ids
=31937332,31937
303&aliases=video
lesson,lesson tem
plate,video&class_
level ids=10,11

1.2

Опасности
вовлечения
2
молодёжи в
противозаконн
ую и
антиобществе
нную
деятельность

1.3

Безопасность
на транспорте

1

Основные виды деятельности
обучающихся

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания
школы

Характеризуют опасные ситуации.
Формулируют определение понятия
«культура безопасности
жизнедеятельности». Анализируют
уровни формирования культуры
безопасности жизнедеятельности.
Определяют цели предмета ОБЖ.
Анализируют роль личности в
формировании безопасного поведения.
Сравнивают понятия «опасность» и
«безопасность».
Усваивают общие правила
безопасности. Различают чрезвычайные
ситуации по причинам возникновения и
их последствия
Характеризуют публичные
мероприятия.
Узнают систему согласования
публичных мероприятий.
Усваивают правила безопасности при
вовлечении в публичные мероприятия.
Анализируют опасности современных
развлечений молодёжи.
Анализируют различные виды
опасности фейковых новостей
Знакомятся с основами транспортной
безопасности. Усваивают правила

-установление
доверительных
отношений между
педагогически
м работником и
обучающимися,
способствую
щих позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению
их внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации
познавательной
деятельности;
- побуждение
обучающихся
соблюдать на уроке
общеприняты
е нормы поведения,

движения в различных условиях
(движение по обочине; движение в
тёмное время суток).
Правила дорожного движения,
установленные для пешехода и
пассажира.
Анализируют ситуации дорожного
движения и порядок действий при
дорожно-транспортных происшествиях
разного характера (при отсутствии
пострадавших; с одним или
несколькими пострадавшими; при
опасности возгорания; с большим
количеством участников)
И того по разделу

5
Раздел 2. Модуль "Основы обороны государства"
РЭШ 10 класс
2.1
Правовые
основы
4
https://resh.edu.ru/
subject/23/10/
подготовки
МЭШ 10 класс
граждан к
военной
https://uchebnik.m
службе
os.ru/catalogue?su
bject program ids
=31937332,31937
303&aliases=video
_lesson,lesson_tem
plate,video&class
level ids=10,11
Итого по разделу
4
Раздел 3. Модуль "Военно-профессиональная деятельность"

Знакомятся с системой национальной
безопасности России.
Объясняют структуру Вооружённых
Сил Российской Федерации и их задачи.
Усваивают систему организации
обороны страны. Знакомятся с системой
постановки на военный учёт

правила общения
со старшими
(педагогическими
работниками) и
сверстниками
(обучающими
ся), принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой
на уроке социально
значимой
информацией инициировани
е ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения
по ее поводу,
выработки своего к
ней отношения;
- использование
воспитательных

3.1

3.2

Выбор
воинской
профессии

Воинские
символы,
традиции и
ритуалы в
Вооружённых
Силах
Российской
Федерации
И того по разделу

3

3

РЭШ 10 класс
https://resh.edu.ru/
subject/23/10/
МЭШ 10 класс
https://uchebnik.m
os.ru/catalogue?su
bject_program_ids
=31937332,31937
303&aliases=video
lesson,lesson tem
plate,video&class_
level ids=10,11

6
Раздел 4. Модуль "Защита населения Российской Федерации от
опасных и чрезвычайных ситуаций"
Организация
РЭШ 10 класс
4.1
защиты
2
https://resh.edu.ru/
населения от
subject/23/10/
МЭШ 10 класс
опасных и
чрезвычайных
https://uchebnik.m
ситуаций
os.ru/catalogue?su
bject_program_ids
=31937332,31937
303&aliases=video
lesson,lesson tem
plate,video&class_
level ids=10,11
Итого по разделу
2

Характеризуют воинские должности.
Анализируют порядок освоения
воинских должностей.
Сравнивают обязанности различных
должностей. Характеризуют порядок
подготовки офицерских кадров
Различают воинские символы и военные
ритуалы. Анализируют нормативную
базу, устанавливающую воинские
символы.
Характеризуют воинские награды.
Усваивают воинские традиции

Анализируют основы законодательства
Российской Федерации в области
защиты населения. Характеризуют
права и обязанности граждан в области
защиты населения.
Формулируют правила защиты от
чрезвычайных ситуаций

возможностей
содержания
учебного предмета
через
демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности,
через подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных
ситуаций для
обсуждения в
классе;
- применение на
уроке
интерактивных
форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию

обучающихся;
дискуссий,
Изучают опасности в природной среде и которые дают
обучающимся
основные правила поведения в
возможность
природных условиях.
приобрести опыт
Изучают алгоритмы правильных
ведения
действий при защите от негативных
конструктивного
факторов чрезвычайных ситуаций
диалога; групповой
природного характера.
работы или
Изучают задачи снижения уровня
работы в парах,
загрязнения природной среды.
которые учат
Характеризуют средства защиты от
командной работе и
экологических опасностей.
взаимодействию
с
Определяют классификацию вредных
другими детьми;
веществ.
- включение в урок
Характеризуют средства защиты от
игровых процедур,
экологических опасностей
которые помогают
И того по разделу
поддержать
4
мотивацию
Раздел 6. Модуль "Основы противодействия экстремизму и
обучающихся к
терроризму"
получению знаний,
РЭШ 10 класс
Характеризуют экстремистскую и
6.1
Экстремизм и
налаживанию
2
терроризм https://resh.edu.ru/ террористическую деятельность.
subject/23/10/
позитивных
Характеризуют виды современной
угрозы
межличностных
МЭШ 10 класс
обществу и
террористической деятельности.
каждому
https://uchebnik.m Вырабатывают негативное отношение к отношений в
классе, помогают
человеку
os.ru/catalogue?su деструктивным сообществам.
установлению
bject program ids Формируют нетерпимое отношение к
доброжелательной
=31937332,31937 любым проявлениям насилия
атмосферы во
303&aliases=video Характеризуют государственную
Противодейст
6.2
_lesson,lesson_tem систему противодействия экстремизму время урока;
2
вие
- организация
plate,video&class
и терроризму.
экстремизму и
шефства
level_ids=10,11
терроризму

Раздел 5. Модуль "Безопасность в природной среде и
экологическая безопасность"
Основные
РЭШ 10 класс
5.1
4
правила
https://resh.edu.ru/
безопасного
subject/23/10/
МЭШ 10 класс
поведения на
природе и
https://uchebnik.m
экологическая
os.ru/catalogue?su
безопасность
bject_program_ids
=31937332,31937
303&aliases=video
lesson,lesson tem
plate,video&class_
level ids=10,11

Анализируют действие государства при
угрозе террористического акта.
Определяют уровни террористической
опасности.
Анализируют порядок
контртеррористической операции
И того по разделу

4
Раздел 7. Модуль "Основы здорового образа жизни"
РЭШ 10 класс
7.1
Здоровый
2
образ жизни
https://resh.edu.ru/
как средство
subject/23/10/
МЭШ 10 класс
обеспечения
благополучия
https://uchebnik.m
личности
os.ru/catalogue?su
bject program ids
=31937332,31937
303&aliases=video
_lesson,lesson_tem
plate,video&class
level ids=10,11
И того по разделу
2
Раздел 8. Модуль "Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи"
Освоение
РЭШ 10 класс
8.1
основ
3
https://resh.edu.ru/
медицинских
subject/23/10/
знаний
МЭШ 10 класс
https://uchebnik.m
os.ru/catalogue?su
bject_program_ids
=31937332,31937

Характеризуют систему правовой
регламентации здорового образа жизни.
Объясняют преимущества здорового
образа жизни.
Характеризуют значение
репродуктивного
здоровья для благополучия человека

Формулируют понятия,
характеризующие
санитарно-эпидемиологическую
обстановку.
Усваивают права и обязанности
граждан в сфере санитарно­
эпидемиологического благополучия
населения.

мотивированных и
эрудированных
обучающихся над
их неуспевающими
одноклассниками,
дающего им
социально
значимый опыт
сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся в
рамках реализации
ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
обучающимся
возможность
приобрести навыки
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных идей,

303&aliases=video Характеризуют инфекционные и
lesson,lesson tem неинфекционные заболевания.
plate,video&class_ Определяют санитарно­
level ids=10,11
эпидемиологическую чрезвычайную
ситуацию.
Усваивают правила безопасного
поведения в условиях санитарно­
эпидемиологической чрезвычайной
ситуации

И того по разделу
3
Раздел 9. Модуль "Элементы начальной военной
подготовки"
Основы
РЭШ 10 класс
9.1
военной
4
https://resh.edu.ru/
службы
subject/23/10/
МЭШ 10 класс
https://uchebnik.m
os.ru/catalogue?su
bject program ids
=31937332,31937
303&aliases=video
_lesson,lesson_tem
plate,video&class
level ids=10,11
И того по разделу
4
ОБЩЕЕ
0
0
КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Характеризуют элементы военной
подготовки.
Характеризуют вооружение пехотинца.
Анализируют действия
военнослужащего в бою.
Характеризуют инженерное
оборудование позиции. Анализируют
поведение в условиях военных
действий. Объясняют порядок оказания
первой помощи в бою

уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования
и отстаивания
своей точки зрения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

Практи
ческие
работы

Контро
льные
работы

Всего

№
п/п

Наименован Количество часов
ие разделов
и тем
программы

Основные виды деятельности обучающихся
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания
школы

Раздел 1. Модуль "Основы комплексной безопасности"

1.1

Безопасное
поведение на
различных
видах
транспорта

3

1.2

Безопасное
поведение в
бытовых
ситуациях

2

Характеризуют современные индивидуальные
средства передвижения.
Формулируют правила безопасности при
пользовании индивидуальными средствами
передвижения.
Объясняют предназначение дорожных знаков.
РЭШ 11 класс
Характеризуют сигнальную разметку на
https://resh.edu.ru дороге.
/subject/23/11/
Усваивают правила дорожного движения,
МЭШ 11 класс
установленные для водителей велосипедов,
https://uchebnik.
мопедов, мотоциклов.
mos.ru/catalogue? Характеризуют правила безопасного поведения
subj ect_program_ на различных видах транспорта
ids=31937332,31
937303&aliases= Характеризуют источники опасности в быту.
video lesson,less Характеризуют причины возникновения
on_template,vide пожаров. Объясняют причины и опасность
o&class level ids пожара в жилищах.
Характеризуют опасные факторы пожаров (в
=10,11
том числе взрывы бытового газа).
Характеризуют правила поведения и действия
при пожаре.
Определяют понятие электробезопасности.
Характеризуют меры профилактики пожаров.
Характеризуют права, обязанности и

-установление
доверительных
отношений между
педагогическим
работником и
обучаю щимися,
способствую щих
позитивному
восприятию
обучаю щимися
требований и
просьб
педагогического
работника,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации
познавательной
деятельности;
- побуждение
обучающихся

1.3

Информацио
нная и
финансовая
безопасность

2

1.4

Безопасное
поведение в
общественн
ых местах

2

1.5

Безопасность
в социуме

2

ответственность граждан в области пожарной
безопасности.
Характеризуют правила обращения со
средствами бытовой химии
Определяют понятия, характеризующие сферу
информационных технологий.
Характеризуют нормативные документы,
регламентирующие информационную
безопасность.
Характеризуют правила финансовой
безопасности.
Характеризуют защиту прав потребителей при
совершении покупок
РЭШ 11 класс
https://resh.edu.ru Узнают порядок действий при риске
возникновения давки в толпе.
/subject/23/11/
МЭШ 11 класс
Характеризуют эмоциональное заражение в
толпе, способы самопомощи.
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue? Анализируют правила безопасного поведения
subj ect_program_ при проявлении агрессии.
ids=31937332,31 Анализируют криминальные ситуации в
937303&aliases= общественных местах.
video lesson,less Узнают порядок действий в случаях, когда
on_template,vide потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой
o&class level ids человек; человек с ментальными
=10,11
расстройствами). Усваивают порядок действий
в ситуации обнаружения потерявшегося
человека
Характеризуют стадии развития конфликта.
Анализируют конфликты в межличностном
общении и конфликты в малой группе.
Узнают способы воздействия на человека в
большой группе (эмоциональное заражение,
внушение, подражание).

соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со
старшими
(педагогическими
работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социально
значимой
информацией инициирование ее
обсуждения,
высказывания
обучаю щимися

Усваивают способы поведения в конфликте и
способы разрешения конфликтных ситуаций.
Анализируют способы противодействия
буллингу и проявлению насилия.
Формируют нетерпимость к проявлениям
насилия в социальном взаимодействии

своего мнения по
ее поводу,
выработки своего
к ней
отношения;
- использование
воспитательных
Итого по разделу
11
возможностей
Раздел 2. Модуль "Защита населения Российской
содержания
Феде рации от опасных и чрезвычайных ситуаций
учебного
Характеризуют системы РСЧС, ОКСИОН,
предмета через
МЧС России.
демонстрацию
Анализируют структуру РСЧС.
обучающимся
Формулируют задачи системы РСЧС.
примеров
Система
Усваивают задачи системы ОКСИОН.
ответственного,
государствен
РЭШ 11 класс
2
Характеризуют деятельность МЧС Российской
2.1
гражданского
ной защиты
https://resh.edu.ru Федерации.
поведения,
населения
/subject/23/11/
Определяют особенности прогнозирования
проявления
МЭШ 11 класс
чрезвычайных ситуаций.
человеколюбия
и
https://uchebnik.
Обосновывают необходимость мониторинга
добросердечности
mos.ru/catalogue? чрезвычайных ситуаций
, через подбор
subject program
Определяют
гражданскую
оборону
как
систему
соответствую щих
ids=31937332,31
мероприятий
по
защите
населения
в
военное
текстов
для
937303&aliases=
время.
чтения,
задач
для
video_lesson,less
Объясняют
задачи
подготовки
граждан
в
решения,
on template,vide
области
гражданской
обороны.
проблемных
o&class_level_ids
Гражданская
2
Характеризуют
систему
оповещения
населения
2.2
ситуаций для
=10,11 ’
оборона
о чрезвычайных ситуациях.
обсуждения в
Узнают правила поведения при угрозе
классе;
чрезвычайных ситуаций, возникающих при
- применение на
ведении военных действий.
уроке
Характеризуют систему эвакуации населения
Итого по разделу
4

Раздел 3. Модуль "Основы противодействия экстремизму и
терроризму"

3.1

Экстремизм
и терроризм
на
современном
этапе

2

3.2

Борьба с
угрозой
экстремистс
кой и
террористич
еской
опасности

2

Характеризуют нормативную базу,
регулирующую борьбу с терроризмом и
экстремизмом.
РЭШ 11 класс
https://resh.edu.ru Анализируют внешние и внутренние
экстремистские угрозы.
/subject/23/11/
Характеризуют формы террористической
МЭШ 11 класс
деятельности.
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue? Анализируют формы противодействия
терроризму
subject program
ids=31937332,31 Характеризуют деструктивные сообщества
937303&aliases= экстремистской направленности.
video_lesson,less Объясняют, как избежать вовлечения в
on template,vide деструктивные сообщества.
o&class_level_ids Вырабатывают основы антитеррористического
=10,11 ’
поведения.
Усваивают правила безопасного поведения при
угрозе террористического акта

Итого по разделу
4
Раздел 4. Модуль "Основы здорового образа жизни"
РЭШ 11 класс
https://resh.edu.ru
/subject/23/11/
Наркотизм МЭШ 11 класс
одна из
https://uchebnik.
главных
2
4.1
mos.ru/catalogue?
угроз
subj ect_program_
общественно
ids=31937332,31
му здоровью
937303&aliases=
video lesson,less
on template,vide

Определяют наркотизм как опасное
социальное
явление.
Характеризуют законодательную систему,
регламентирующую борьбу государства с
наркотизмом.
Определяют уровни профилактики наркотизма,
меры, направленные на сохранение и
укрепление психического здоровья

интерактивных
форм работы с
обучаю щимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирую щих
познавательную
мотивацию
обучающихся;
дискуссий,
которые дают
обучающимся
возможность
приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога;
групповой работы
или
работы в парах,
которые учат
командной работе
и
взаимодействию с
другими детьми;
- включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию

o&class level ids
=10,11
Итого по разделу
2
Раздел 5. Модуль "Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи"
РЭШ 11 класс
Определяют понятие первой помощи.
https://resh.edu.ru Характеризуют действия, требующие оказания
первой помощи.
/subject/23/11/
МЭШ 11 класс
Характеризуют неотложные состояния,
https://uchebnik.
требующие оказания первой помощи.
Первая
mos.ru/catalogue? Объясняют порядок оказания первой помощи
помощь и
3
5.1
subj ect_program_ при неотложных состояниях.
правила её
ids=31937332,31 Характеризуют виды транспортировки
оказания
937303&aliases= пострадавших
video lesson,less
on_template,vide
o&class level ids
=10,11
Итого по разделу
3
Раздел 6. Модуль "Основы обороны государства"
Усваивают историю создания армии в России.
Вооружённы
РЭШ 11 класс
е Силы
Усваивают знания о Днях воинской славы в
https://resh.edu.ru
Российской
России.
/subject/23/11/
Характеризуют законодательную базу,
Федерации МЭШ 11 класс
регулирующую порядок установления
гарант
https://uchebnik.
памятных дат и порядок проведения
обеспечения
8
6.1
mos.ru/catalogue?
празднования. Анализируют государственную
национально
subject program
й
политику в сфере национальной безопасности.
ids=31937332,31
Анализируют гибридные войны и способы
безопасност
937303&aliases=
и
противодействия им.
video_lesson,less
Российской
on template,vide
Федерации

обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й
атмосферы во
время урока;
- организация
шефства
мотивированных
и эрудированных
обучающихся над
их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего им
социально
значимый опыт
сотрудничества и
взаимной
помощи;
- инициирование
и поддержка
исследовательско
й
деятельности
обучающихся в

o&class level ids
=10,11

Итого по разделу
8
Раздел 7. Модуль "Военно-профессиональная
деятельность"
РЭШ 11 класс
https://resh.edu.ru
/subject/23/11/
МЭШ 11 класс
Основы
https://uchebnik.
военной
2
7.1
mos.ru/catalogue?
службы
subj ect_program_
ids=31937332,31
937303&aliases=
video lesson,less

Характеризуют цели и задачи Стратегии
национальной безопасности Российской
Федерации.
Определяют оборону страны как важнейший
приоритет.
Определяют понятие военной политики
государства.
Объясняют роль страны в решении
международных конфликтов.
Характеризуют структуру Вооружённых Сил
Российской Федерации.
Характеризуют структуру Министерства
обороны Российской Федерации.
Характеризуют виды Вооружённых Сил.
Характеризуют рода Вооружённых Сил.
Усваивают воинские должности и звания.
Определяют понятие военной формы одежды.
Характеризуют виды военной формы.
Характеризуют современное состояние
Вооружённых Сил и тенденции развития

Определяют воинскую обязанность граждан
России.
Характеризуют порядок призыва на военную
службу.
Объясняют порядок освобождения от военной
службы.
Характеризуют порядок альтернативной
гражданской службы.
Анализируют порядок военной службы по
контракту

рамках
реализации ими
индивидуальных
и групповых
исследовательски
х проектов, что
даст
обучающимся
возможность
приобрести
навыки
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
генерирования и
оформления
собственных
идей,
уважительного
отношения к
чужим идеям,
оформленным в
работах других
исследователей,
навык публичного
выступления
перед аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания своей
точки зрения.

on template,vide
o&class_level_ids
=10,11 ’

Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2
34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».