Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической направленности Защитник Отечества - звание гордое

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 7
Протокол № >' от ?

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ-СОШ №7
/ А.А. Баженов
приказ'ж^^/т?/’'
От «Л»
2023

Дополнительная краткосрочная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
патриотической направленности

«Защитник Отечества - звание гордое»
форма обучения: очная
возраст учащихся: 7-14 лет
место реализации: МБОУ СОШ №7, г. Реж
количество часов в неделю - 5
продолжительность занятий: 1 час

срок реализации: 20 часов, январь-февраль

Автор-составитель
Панюс С.Н,
Заместитель директора по ВР

2023 - 2024

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Защитник
Отечества - звание гордое» имеет патриотическую направленность и разработана в
соответствии с Положением о дополнительном образовании МБОУ СОШ №7.
Актуальность.
Патриотизм как система ценностей, которыми располагает человек и общество является
важнейшим духовно-нравственным фактором сохранения общественной стабильности,
независимости и безопасности государства. Гражданско-патриотическое воспитание
способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и
патриота своей страны. Патриотическое воспитание и гражданское становление
подрастающего поколения - одна из актуальных задач современного общества. Процесс
патриотического воспитания - это деятельность, направленная на передачу будущим
поколениям общественно-исторического опыта, целенаправленное воздействие на
духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и
готовности служить Отечеству, защищать его от врагов, быть подготовленным к
общественной жизни и производительному труду.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание
программы, формы, методы и технологии обучения помогают наиболее эффективному
решению комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач и достижению
поставленной цели, пробудить интерес к военным профессиям, подготовиться к
исполнению воинского долга, к поступлению в военные заведения.

Отличительные особенности программы:
краткосрочность;
реализация в рамках декады, приуроченной ко Дню защитника Отечества;
для организации творческого и познавательного досуга обучающихся.
Адресат программы - дети в возрасте 7-14 лет.
Возрастные особенности воспитанников:
7-8 лет. Характерными чертами этого возраста являются подвижность,
любознательность,
конкретность
мышления,
большая
впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на
чем-либо. Высок авторитет взрослого, в том числе и педагога. Все его предложения
принимаются и выполняются очень охотно. Суждения и оценки педагога,
выраженные в эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей.
9-11 лет. Дети этого возраста отличаются большой жизнерадостностью, внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Онилегко вступают в общение, охотно принимают руководство
педагога, относятся к нему сдоверием, с готовностью откликаются на любые
предложения. Для детей 9-11 лет всебольшее значение начинают приобретать
оценки их поступков, причем не только со стороны старших, но и сверстников. В
этом возрасте дети склонны постоянно меряться силами,готовы соревноваться
буквально во всем. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса кделу, а успех
вещает эмоциональный подъем.
11-14 лет. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где
можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их
тянет к романтике. Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он
выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри»
•
•
•

воздействовать на общественное мнение. Складываются собственные моральные
установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со
старшими и сверстниками.
Перечисленные возрастные особенности были учтены при планировании и
организацииучебного процесса по краткосрочной ДООП «Защитник Отечества звание гордое».
Сроки реализации программы: 20 часов.
Форма обучения - очная.
Режим работы: 5 часов в неделю, в течение трех
с половиной недель (30.01 - 21.02.2024).
Количество обучающихся в группе: 20 - 25
человек.
Принцип набора в объединение - свободный.
Цель программы: патриотическое воспитание и формирование активной гражданской
позиции подрастающего поколения в процессе интеллектуального и духовно­
нравственного; формирование готовности учащихся к их активному проявлению в
различных сферах жизни общества.
Задачи программы:

•
•

•

Образовательные (предметные):
формирование моральных и духовных качеств гражданина и патриота;
воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства
любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям
своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать
богатства природы;
развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных
ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и
государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы
россиян;
Метапредметные:
• развитие умений и навыков оказания первой медицинской помощи; развитие
интереса к воинским специальностям; формирование стремлению к здоровому
образу жизни, готовности к достойному служению обществу и государству.

Личностные:
• воспитание мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма;
• формирование дисциплины, самоорганизации;
• умение действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса
подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости,
смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Планируемые результаты
Метапредметные, предметные:

- знание традиций празднования Дня защитника в России,
- знание технологий изготовления поздравительных открыток и плакатов,оформление
стенда;
- повышение эффективности патриотической работы;

- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению
патриотической работы с детьми и подростками; формирование гражданской грамотности
обучающихся;
- внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическое воспитание и повышение
эффективности патриотической работы;
-обеспечение духовно-нравственного единства в группе, снижение степени
идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей обучающихся;
развитие толерантности.
Личностные результаты:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни имеют устойчивую мотивацию к здоровому
образу жизни;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к

Отечеству
- уважительное и доброжелательное отношение к людям, взаимопомощь.
- использовать приобретенные знания в жизненных ситуациях.

Учебно-тематический план
№

1

2

3

Количество часов
теория
всего
Наименование тем
Урок
2
1
мужества «Сталинградская
битва».

Детская игровая
программа,
посвященная Дню защитн
ика Отечества «Подрастем,
ребята, и пойдем в
солдаты».
Акция «Блокадный хлеб»

практика
1

Формы контроля
опрос, рефлексия
деятельности (рабочие
листы)

5

0,5

4,5

2

1

1

опрос, рефлексия
деятельности

Конкурс
на
шахматиста,
деятельности в
команде.

лучшего
рефлексия

4

Фотовыставка
«Аты-баты, шли солдаты»

2

1

1

конкурс на лучшую фото
работу

5

Конкурс патриотического
поздравления,
«Защитником быть Родине служить»;
Мастер-класс «Открытка
для Защитника».
Спортивно­
патриотическая
игра «Зарница»

2

1

1

Конкурс на лучшее видео
поздравление; на лучшую
открытку.

3

1

2

Конкурс
на
самую
спортивную команду

6

7

Смотр - конкурс
патриотической песни
«Я пою тебе, моя Россия»

4

0,5

3,5

Итого:

20

6

14

Лучшее
исполнение
патриотической песни.

Содержание учебного плана
Урок мужества «Сталинградская битва».
(2 часа)
Теория. Беседа, просмотр видео уроков, посвященные Сталинградской битве.
Просмотр обучающих материалов.
Практика. Заполнение рабочих листов, интерактивная беседа.
Детская игровая программа, посвященная Дню защитника Отечества «Подрастем, ребята,
и пойдем в солдаты».(5 часов).
Теория: Инструктаж по технике безопасности.Просмотр обучающих материалов.
Практика: эстафета «Веселые старты», конкурс «Здоровое движение», спортивное
соревнование «Игры отважных», турнир по шахматам.
Акция «Блокадный хлеб», урок памяти, посвященный Дню прорыва Ленинградской
блокады. (2 часа).
Теория: Интерактивная беседа с демонстрацией видеоматериалов. Просмотр
обучающих материалов.
Практика: заполнение рабочих листов, опрос
Фотовыставка «Аты-баты, шли солдаты» . (2 часа)
Теория: Интерактивная беседа с демонстрацией видеоматериалов. Просмотр
обучающих материалов.
Практика: презентация фотографий из семейного альбома; фотографии родственников,
служивших в вооруженных силах РФ. Оформление стенда.
Конкурс патриотического поздравления, «Защитником быть - Родине служить»;
Мастер-класс «Открытка для Защитника». (2 часа).
Теория: Интерактивная беседа с демонстрацией видеоматериалов. Просмотр обучающих
материалов.
Практика: съемка видео, изготовление открыток в различных техниках.
Спортивно-патриотическая игра «Зарница» (3 часа)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Просмотр обучающих материалов.
Практика: спортивно-военные состязания, оказание первой медицинской помощи.
Смотр - конкурс патриотической песни «Я пою тебе, моя Россия» ( 4 часа)
Теория: беседа о выборе песни, формы исполнения.
Практика: исполнение песни, в репертуаре участников могут быть известные песни
современных авторов, народные песни, авторские сочинения; разрешается исполнение
под музыкальную фонограмму (минусовку) или в сопровождении инструмента;в
репертуаре участников должна быть песня на заданные темы: «Я пою тебе, моя Россия»
(песни о любви к Родине, к родному краю, природе, традициям);
« Я люблю тебя, мой город» (песни о родном городе, о семье); «Защитникам Отечества
посвящается...» (песня о солдатах, защитниках Родины, воинах-интернационалистах, о
воинской славе России).
Формы аттестации планируемых результатов программы:
Для определения результативности освоения учащимися программного материала
используются следующие формы: опрос, конкурс, рефлексия деятельности.

Педагогические принципы реализации программы:
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная
педагогическая деятельность по формированию у воспитанников патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего
гражданского долга.
При реализации программы и организации деятельности объединения учитываются
следующие принципы:
• социальной активности,
• индивидуализации,
• взаимодействия личности и коллектива,
• развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды,
• доступности.
Методы обучения:
- словесный (объяснение нового материала, беседы);
- наглядный (применение наглядных пособий, документов, технических средств,
мультимедийных средств);
- практический (работа с методическими пособиями, макетами, иллюстрацией);
-игровой (создание ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой
обучающимся нужно найти выход).
Формы организацииучебного процесса: фронтальная, парная, групповая и
индивидуальная.

Приемы и педагогические технологии:
- ИКТ
- здоровьесберегающие
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие
познавательные задачи
- дифференцированного обучения
- обучения всотрудничестве
- беседы с учащимися в процессе изучения темы
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа с иллюстрациями
- просмотр фильмов и слайдов по теме
- викторины
- встречи участниками локальных конфликтов
- участие в соревнованиях.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы имеются:
- кабинет, оснащенный столами и стульями; спортивный зал
- технические средства для демонстрации обучающих материалов,
- подключение к сети Интернет,
- материалы, инструменты и приспособления: белая и цветная
бумага,ножницы, клеящие карандаши, карандаши, линейки и т.д.

Оценочные материалы. Рефлексивная
деятельность. Прием незаконченного предложения
«Рефлексивный экран».
Цель проведения: определение уровня удовлетворенности детей материалом
образовательной программы.
Инструкция.
Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по
желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал.

Я научился.

Было интересно.

У меня получилось.

Было трудно.

Я смог.

Я выполнял задания.

Я попробую .

Я понял, что.

Меня удивило.

Теперь я могу.

Урок дал мне для жизни

Я почувствовал, что.

Мне захотелось.

Я приобрёл.

Расскажу дома, что .

Детям предлагается обосновать свой выбор, а так же внести предложения по
изменению или дополнению содержания программы.

Интернет-ресурсы:
https://www.obd-memorial.ru/
http://podvignaroda.mil.ru/
https://xn—7sbfpkcaba0dcvcj gaj5ug.xn--p1ai/
http://волонтёрыпобеды.рф/
http://конспекты-уроков.рф/
Календарный график
№

дата

Тема занятия

Кол-во
часов
2

Место
Форма
Форма контроля
проведения проведения
опрос, рефлексия
Кабинет
Беседа,
проект
деятельности (рабочие
класса
листы)

1.

31.01­ Акция «Блокадный
02.02.23 хлеб»

2.

02.02, Урок
2
9.02.23 мужества «Сталинград
ская битва».

3.

13.02.23 Фотовыставка
«Аты-баты, шли
21.02.23 солдаты»

2

Фойе 1 этажа творческая
мастерская

4.

15.02.23 Конкурс
патриотического
21.02.23 поздравления,

2

Кабинет ИЗО творческая
мастерская

Кабинет
класса

беседа

опрос, рефлексия
деятельности (рабочие
листы)
конкурс на лучшую
работу, рефлексия
деятельности
конкурс на лучшую
работу, видео

«Защитником быть Родине служить»;
Мастер-класс
«Открытка
для Защитника».
01.02.23
5
Детская игровая
программа,
20.02.23 посвященная Дню за
щитника Отечества «
Подрастем, ребята, и
пойдем в солдаты».
15.02.23 Смотр - конкурс
4
патриотической песни
«Я пою тебе, моя
Россия»
21.02.23

Спортивно­
патриотическая
игра «Зарница»

3

Итого

20

Спортивный Соревнован
зал школы ие

Спортивный конкурс
зал школы

Площадка у соревнован
здании
ие
щколы

Конкурс на лучшего
шахматиста,
спортсмена

Конкурс на лучшее
исполнение
патриотической песни
Конкурс на самый
спортивный класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».