Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» РАССМОТРЕНА на педагогическом совете МБОУ СОШ № 7 Протокол № / от С <■ ' •' УТВЕРЖДАЮ директор У'СОШ №7 А.А. Баженов приказ Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа Новогоднего волшебства» форма обучения: очная возраст учащихся: 7-15 лет место реализации: МБОУ СОШ №7, г. Реж количество часов в неделю - 5 продолжительность занятий: 1 час срок реализации: 10 часов, декабрь Автор-составитель Панюс С.Н, Заместитель директора по ВР 2023 - 2024 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа новогоднего волшебства» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с Положением о дополнительном образовании МБОУ СОШ №7. Новый Год - особенный праздник, который у всех нас ассоциируется с весельем, подарками, ожиданием чуда и особенной атмосферой, которая создается, в том числе, за счет традиции в эти праздничные дни украшать все вокруг. И, несмотря на то, что сейчас в продаже можно найти бесчисленное множество новогодних украшений и аксессуаров, самодельный праздничный декор становится все популярнее, ведь изделия, сделанные своими руками, отличаются уникальностью, душевностью, обладают особой энергетикой. Актуальность программы состоит в том, что изучение, сохранение и воплощение традиций празднования Нового года поможет удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику и их потребность к творческой деятельности. Она помогает обучающимся не только научиться создавать праздничную атрибутику и украшения своими руками, но и сохранять семейные традиции подготовки к встрече и проведению Нового Года и Рождества. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание программы, формы, методы и технологии обучения помогают наиболее эффективному решению комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач и достижению поставленной цели. Отличительные особенности программы: • краткосрочность; • реализация в предпраздничные новогодние дни для организации творческого и познавательного досуга обучающихся. Адресат программы - дети в возрасте 7-15 лет. Возрастные особенности воспитанников: 7-8 лет. Характерными чертами этого возраста являются подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Высок авторитет взрослого, в том числе и педагога. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Суждения и оценки педагога, выраженные в эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. 9-11 лет. Дети этого возраста отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко вступают в общение, охотно принимают руководство педагога, относятся к нему сдоверием, с готовностью откликаются на любые предложения. Для детей 9-11 лет всебольшее значение начинают приобретать оценки их поступков, причем не только со стороны старших, но и сверстников. В этом возрасте дети склонны постоянно меряться силами,готовы соревноваться буквально во всем. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса кделу, а успех вещает эмоциональный подъем. 11-12 лет. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение. 13-15 лет. Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Перечисленные возрастные особенности были учтены при планировании и организацииучебного процесса по краткосрочной ДООП «Школа новогоднего волшебства». Сроки реализации программы: 10 часов. Форма обучения - очная. Режим работы: 5 часов в неделю, в течение двух недель. Количество обучающихся в группе: 10 - 15 человек. Принцип набора в объединение - свободный. Цель: создание условий для развития и реализации творческих способностей обучающихся через создание новогодней атрибутики и украшений в различных техниках декоративно - прикладного творчества. Задачи программы: обучающие: -познакомить ребят с традициями празднования Нового Года в России, познакомить детей с технологиями изготовления новогодней атрибутики и украшений в различных техниках декоративно - прикладного творчества, -научить ребят создавать новогоднюю атрибутику и украшения из доступныхматериалов; развивающие: -развивать творческое воображение и фантазию, -развивать умение анализировать результаты собственной деятельности, воспитательные: -формировать мотивацию к творческому труду, работе на конечный результат. Планируемые результаты предметные: -знание традиций празднования Нового Года в России, - знание технологий изготовления новогодней атрибутики и украшений в изучаемыхтехниках; - умение изготавливать новогоднюю атрибутику и украшения из доступныхматериалов; метапредметные: - развитие уровня творческого воображения и фантазии, - развитие умения анализировать результаты собственной деятельности, личностные: -сформированность мотивации к творческому труду, работе на конечный результат. Учебно-тематический план № 1 Наименование тем Мастерская по изготовлению снежинок. Количество часов теория всего 2 1 практика 1 2 Волшебный класс. Гирлянды 3 1 2 3 Чудо новогодней игрушки 2 0,5 1,5 4 Нарисуем волшебство. Открытки. 3 1 2 10 3,5 6,5 Формы контроля опрос, конкурс на лучшую работу, рефлексия деятельности конкурс на лучшую коллективную работу, рефлексия деятельности в команде конкурс на лучшую работу, рефлексия деятельности конкурс на лучшую работу, рефлексивная игра «Наряжаем елку!» Итого: Содержание учебного плана «Снежинки» (2 часа) Теория. Знакомство с содержанием учебной программы. Инструктаж по технике безопасности. Беседа «Традиции празднования Нового Года в России». Материалы, инструменты и приспособления, используемые для создания новогодней атрибутики и украшений. Просмотр обучающих материалов. Практика. Изготовление снежинок в различных техниках декоративно-прикладного творчества. «Волшебный класс. Гирлянды» (3 часа) Теория: Интерактивная беседа «Дед Мороз и все-все-все». Сочинение коллективного письма Деду Морозу. Просмотр обучающих материалов. Практика: Изготовление гирлянд. «Чудо новогодней игрушки» (2 часа) Теория: Интерактивная беседа «Родом из СССР. Елочные игрушки» с демонстрацией видеоматериалов и образцов старых елочных игрушек. Просмотр обучающих материалов. Практика: Изготовление елочных игрушек из бумаги. «Нарисуем волшебство. Открытки» (3 часа) Теория: Интерактивная беседа «Родом из СССР. Новогодние открытки» с демонстрацией видеоматериалов и образцов старых новогодних открыток. Просмотр обучающих материалов. Практика: Изготовление открыток в технике «бумагопластика». Рефлексивная игра «Наряжаем елку». Формы аттестации планируемых результатов программы(предметных, метапредметных, личностных) № Планируемые результаты Формы аттестации Периодичность предметные 1 знание традиций празднования опрос Нового Года в России, 2 знание технологий изготовления педагогическое новогодней атрибутики и наблюдение, украшений в изучаемых опрос техниках, 3 умение новогоднюю украшения материалов, изготавливать педагогическое атрибутику и наблюдение, на из доступных конкурсы работу на первом занятии на всем протяжении реализации ДООП на всем протяжении лучшую реализации ДООП метапредметные демонстрация развития педагогическое наблюдение 1 творческого воображения и фантазии в работах 2 развитие умения результаты деятельности, на всем протяжении реализации ДООП анализировать педагогическое наблюдение, на всем конкурсы и протяжении собственной реализации ДООП выставки работ, рефлексия личностные 1 наличие сформированности педагогическое наблюдение мотивации к творческому труду, работе на конечный результат. на всем протяжении реализации ДООП Методическое обеспечение программы п/ п 1 Раздел/тема программы формы организации учебного процесса Мастерская по фронтальная, изготовлению индивидуальная снежинок. и методы приемы педагогические технологии словесный, демонстрационный, наглядный, аналитический дифференцированного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, 2 Волшебный класс. Гирлянды фронтальная, парная, групповая словесный, демонстрационный, наглядный, аналитический дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающие, ИКТ, 3 Чудо новогодн ей игрушки. Нарисуем волшебство. Открытки. фронтальная, индивидуальная словесный, демонстрационный, наглядный, аналитический словесный, демонстрационный, наглядный, аналитический дифференцированного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, 4 фронтальная, индивидуальная дифференцированного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, Условия реализации программы Для успешной реализации программы имеются: - кабинет, оснащенный столами и стульями, - технические средства для демонстрации обучающих материалов, - подключение к сети Интернет, - материалы, инструменты и приспособления: белая и цветная бумага, ножницы, клеящие карандаши, карандаши, линейки и т.д. Оценочные материалы Рефлексивная игра «Наряжаем елку» Цель проведения: определение уровня удовлетворенности детей материалом образовательной программы. Инструкция. 1) Ребятам предлагается нарядить нарисованную на ватмане елку бумажными шарами, снежинками и сосульками. Перед тем, как начать выполнять задание, педагог озвучивает, что означает каждаяигрушка: - «шар» - ребёнок полностью удовлетворен процессом и результатом обучения; - «снежинка» - ребёнок удовлетворен процессом и результатом обучения в целом, - «сосулька» - ребёнок не удовлетворен процессом и результатом обучения. 2) Детям предлагается обосновать свой выбор, а так же внести предложения по изменению или дополнению содержания программы. Интернет-ресурсы https://ok.ru/video/1693769535914 - коллекция новогодних открыток СССР Раздел «Снежинки»: https://yandex.ш/images/seaгch?text=снежинки%20своими%20руками%20из%20разных% 201322307954359881500227-prestable-app-host-sas-web-yp-146&source=wiz - коллекция снежинок из различных материалов, Ь11р8;//уапдех.ги/у1део/ргеу1е^?й1т1д=978684249474406140&р=5&ра1Н=^17агд&1ех1=сне жинки+из+бумаги+видео+мк&wiz type=vital - снежинки из бумаги, МК; Раздел «Волшебный класс. Гирлянды»: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=385877507358017622&from=tabbar&text=HOBorogH ие+гирлянды+своими+руками - гирлянда из бумаги, МК, https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15121976465350841918&from=tabbar&text=HOBoro дние+гирлянды+своими+руками - гирлянда из бумаги, МК; Раздел «Чудо новогодней игрушки»: https://yandex.ru/images/search?text=ёлочные%20игрушки%20своими%20руками%20на% 20ёлку%20из%20бумаги&stype=image&lr=11147&parent-reqid=1602483213257699339682662547250016700107-production-app-host-man-web-yp-46&source=wiz- коллекция елочных игрушек, https://yandex.ru/video/preview?filmId=16898838159569075382&parent- reqid=1602481338340396486001430966178459900107-production-app-host-man-web-yp384&path wizard&text ё.1оч11ые-и1ру1111<11-своим11-ру1<ами-нсГё.11<у-из-бумсШ1&\\^ type vi tal игрушка «Шар» из бумаги, МК; Раздел «Нарисуем волшебство. Открытки»: https://yandex.ш/images/search?text=новый%20год%20открытки%20своими%20руками&s type=image&lr= 11147&parent-reqid= 1602484088621491-1551733731088822666400107- production— app-host-man-web-yp-375&source=wiz - коллекция открыток, https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12789653064154599379&from=tabbar&reqid=160215494 4274030-105071753523166108800099-sas16626&suggest reqid=238571178157105058149447571177509&text=новогодние+открытки+свои ми+руками - открытка, МК; Календарный график Кол-во часов 2 Место Форма Форма контроля проведения проведения Кабинет ИЗО творческая опрос, конкурс на мастерская лучшую работу, рефлексия деятельности 21.12.23 «Волшебный класс. Гирлянды» 23.12.23 3 Кабинет ИЗО творческая мастерская « Чудо новогодней игрушки» 2 Кабинет ИЗО творческая мастерская «Нарисуем волшебство. Открытки» 3 Кабинет ИЗО творческая мастерская № дата Тема занятия 1. 19.12.23 20.12.23 «Мастерская по изготовлению снежинок» 2. 3. 26.12.23 27.12.23 4. 27.12.23 29.12.23 Итого 10 конкурс на лучшую коллективную работу, рефлексия деятельности в команде конкурс на лучшую работу, рефлексия деятельности конкурс на лучшую работу, рефлексивная игра «Наряжаем елку!»