Рабочая программа учебного предмета финансовая граммотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Режевской городской округ
МБОУ СОШ № 7

Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол №1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДАЮ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Основной образовательной программе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
«Финансовая грамотность»

начальное общее образование

г.Реж
1

Пояснительная записка
к учебному предмету «Финансовая грамотность»
на уровне начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность» на уровне
начального общего образования
разработана на основании Федерального
государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО),
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№7 и
направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности
младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета «Финансовая
грамотность» является учебники: С.Н. Федин «Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 2-3 классы. В 2 частях, Москва, издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2020г.

Место предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Финансовая грамотность» учебным планом в
части, формируемой участниками образовательных отношений предусмотрено 0,5 час в
неделю во 2-огм и 3- ем классе. Программа может быть реализована только в 3-ем классе
на основании заявлений родителей и в соответствии с учебным планом. Всего 34 часа на
уровне обучения начального общего образования.
Цели, задачи
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении
учебно-исследовательской и проектной деятельности.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о
сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о
предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав
потребителей;
формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и
расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
формирование
понимания
необходимости
долгосрочного
финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков
управления сбережениями;
формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного
инвестирования;
формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности
действий в будущем;
обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Финансовая грамотность»
Предметные результаты освоения учебного предмета «Финансовая грамотность»:
- понимать и правильно использовать экономические термины, изучаемые в курсе;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
2

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их
решения
- проводить элементарные финансовые расчеты.
3 класс
Выпускник научится:
объяснять с помощью примеров значения предметных понятий ();
называть признаки денег;
описывать ситуации, в которых используются деньги;
приводить примеры обмена;
приводить примеры товарных денег;
называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
считать деньги;
правильно считать сдачу;
называть отличия между наличными и безналичными деньгами;

• решать задачи с элементарными денежными расчётами;
• составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
• объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен, товар, покупка,
продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги,
безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта доходы,
регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский
вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы,
непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);
• называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
• называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
• сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные,
лишние);
• объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
• считать доходы и расходы семьи;
• называть способы сокращения расходов и экономии;
• называть способы увеличения доходов семьи;
• приводить примеры различных видов сбережений;
• объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
• составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Выпускник получит возможность научиться:
• обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях
ограниченности семейного бюджета.

Содержание учебного предмета «Финансовая грамотность» (3 класс)
1.Что такое деньги и откуда они взялись
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых
денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость). Появление первых монет
в разных
государствах. Появление первых бумажных денег. Бумажные деньги разных государств.
3

2 .Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Гурт. Подделка монет. «Орел», «Решка». Аверс и реверс. Номинал. Номинал
банкнот. Защита от подделок.
3 .Какие деньги были раньше в России

Древнерусские товарные деньги.
«копейка». Первые русские монеты.

Происхождение слов

«деньги»,

«рубль»,

4 .Современные деньги России и других стран
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных
денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных
расчетов. Функции банкоматов.
1.Откуда в семье деньги

Получение денег в наследство, выигрыш в лотерею, нахождение клада. Основной
источник дохода современного человека - заработная плата. Размер заработной платы.
Арендная плата и проценты. Пенсии, пособия, стипендии. Аренда и проценты в банке,
кредиты.
2. На что тратятся деньги.

Постоянные траты на товары и услуги. Обязательные и необязательные расходы.
Откладывание денег и непредвиденные расходы. Хобби, вредные привычки.
3. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет - план доходов и расходов. «Семейный бюджет».
Финансовые проблемы.
4. Как делать сбережения.

Учёт доходов и расходов.

Сбережения. Коллекции. Ценные бумаги.

Тематическое планирование
3 класс
Кол-во часов

Содержание образования
Что такое деньги и откуда они взялись

5 часов

Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного
обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью.
Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность,
прочность, делимость). Появление первых монет
в разных
государствах. Появление первых бумажных денег. Бумажные деньги
разных государств.

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
4

4 часа

Гурт. Подделка монет. «Орел», «Решка». Аверс и реверс.
Номинал. Номинал банкнот. Защита от подделок.

Какие деньги были раньше в России
4 часа

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,
«рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Современные деньги России и других стран

4 часа

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на
банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции
банкоматов.

Кол-во часов

Содержание образования

Откуда в семье деньги
5 часов

Получение денег в наследство, выигрыш в лотерею,
нахождение клада. Основной источник дохода современного человека
- заработная плата. Размер заработной платы. Арендная плата и
проценты. Пенсии, пособия, стипендии. Аренда и проценты в банке,
кредиты.
На что тратятся деньги

4 часа

Постоянные траты на товары и услуги. Обязательные и
необязательные расходы. Откладывание денег и непредвиденные
расходы. Хобби, вредные привычки.
Как умно управлять своими деньгами.

5 часов

3 часа

Бюджет - план доходов и расходов. «Семейный бюджет».
доходов и расходов. Финансовые проблемы.
Как делать сбережения.
Сбережения. Коллекции. Ценные бумаги.

Учёт

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты учащихся с
оценками типа:

• «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, о
правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных
на опорном учебном материале;

Оценивание достижений школьников при изучении курса «Финансовая
грамотность» в 3 классах предполагает текущее и итоговое оценивание. Текущее
оценивание предназначено для организации контроля формирования планируемых
результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е.
помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении
содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной
финансовой грамотности. Объектом теку- щей оценки являются результаты выполнения
учащимися различных видов заданий (в том числе помещённых в рабочую тетрадь), их
5

участия в общем обсуждении, устных выступлениях, играх. Итоговое оценивание
предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов по
изучению каждой из двух частей курса. Средствами итогового оценивания являются отчёты
о проведённых мини-исследованиях, учебные проекты и их защита (презентация, умение
отвечать на вопросы). На занятиях по обобщению результатов изучения каждой из двух
частей курса учащиеся выполняют контрольную работу.

Типы заданий для оценивания образовательных достижений.
Текущее оценивание:

• устный опрос;
• письменная самостоятельная работа;
• тестовое задание;
• решение задачи;
• решение кроссворда и анаграммы;
• викторина;
• ролевая игра;
• учебное мини-исследование;
• графическая работа: заполнение таблиц и создание простых схем;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта.
Итоговое оценивание:

• тест;
• решение задач;
• графическая работа (заполнение схем);
• учебный проект;
• проверочная работа.
В соответствии с результатами оценивания по изучению каждой из двух частей
курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах может быть сделан следующий вывод:

• учащийся овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен
использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно-практических
финансовых задач;
• результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на
безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и
учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем
или иным критериям.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».