МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Режевской городской округ МБОУ СОШ № 7 Рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Основной образовательной программе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Финансовая грамотность» начальное общее образование г.Реж 1 Пояснительная записка к учебному предмету «Финансовая грамотность» на уровне начального общего образования Рабочая программа учебного предмета «Финансовая грамотность» на уровне начального общего образования разработана на основании Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№7 и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Средством реализации рабочей программы учебного предмета «Финансовая грамотность» является учебники: С.Н. Федин «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы. В 2 частях, Москва, издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2020г. Место предмета в учебном плане На изучение учебного предмета «Финансовая грамотность» учебным планом в части, формируемой участниками образовательных отношений предусмотрено 0,5 час в неделю во 2-огм и 3- ем классе. Программа может быть реализована только в 3-ем классе на основании заявлений родителей и в соответствии с учебным планом. Всего 34 часа на уровне обучения начального общего образования. Цели, задачи Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие основ экономического образа мышления; • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения; • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Основными задачами реализации содержания курса являются: формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования; формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем; обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Финансовая грамотность» Предметные результаты освоения учебного предмета «Финансовая грамотность»: - понимать и правильно использовать экономические термины, изучаемые в курсе; - иметь представление о роли денег в семье и обществе; 2 • • • • • • • • • • - уметь характеризовать виды и функции денег; - знать источники доходов и направлений расходов семьи; - уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет - определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения - проводить элементарные финансовые расчеты. 3 класс Выпускник научится: объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (); называть признаки денег; описывать ситуации, в которых используются деньги; приводить примеры обмена; приводить примеры товарных денег; называть отличия между монетами и бумажными деньгами; объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением; считать деньги; правильно считать сдачу; называть отличия между наличными и безналичными деньгами; • решать задачи с элементарными денежными расчётами; • составлять задачи с элементарными денежными расчётами. • объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия); • называть и приводить примеры основных источников доходов семьи; • приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов; • называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи; • приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; • приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи; • сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние); • объяснять, как появляются долги и чем они опасны; • считать доходы и расходы семьи; • называть способы сокращения расходов и экономии; • называть способы увеличения доходов семьи; • приводить примеры различных видов сбережений; • объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке; • составлять бюджет семьи на простых условных примерах. Выпускник получит возможность научиться: • обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета. Содержание учебного предмета «Финансовая грамотность» (3 класс) 1.Что такое деньги и откуда они взялись Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость). Появление первых монет в разных государствах. Появление первых бумажных денег. Бумажные деньги разных государств. 3 2 .Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок Гурт. Подделка монет. «Орел», «Решка». Аверс и реверс. Номинал. Номинал банкнот. Защита от подделок. 3 .Какие деньги были раньше в России Древнерусские товарные деньги. «копейка». Первые русские монеты. Происхождение слов «деньги», «рубль», 4 .Современные деньги России и других стран Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов. 1.Откуда в семье деньги Получение денег в наследство, выигрыш в лотерею, нахождение клада. Основной источник дохода современного человека - заработная плата. Размер заработной платы. Арендная плата и проценты. Пенсии, пособия, стипендии. Аренда и проценты в банке, кредиты. 2. На что тратятся деньги. Постоянные траты на товары и услуги. Обязательные и необязательные расходы. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Хобби, вредные привычки. 3. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет - план доходов и расходов. «Семейный бюджет». Финансовые проблемы. 4. Как делать сбережения. Учёт доходов и расходов. Сбережения. Коллекции. Ценные бумаги. Тематическое планирование 3 класс Кол-во часов Содержание образования Что такое деньги и откуда они взялись 5 часов Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость). Появление первых монет в разных государствах. Появление первых бумажных денег. Бумажные деньги разных государств. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок 4 4 часа Гурт. Подделка монет. «Орел», «Решка». Аверс и реверс. Номинал. Номинал банкнот. Защита от подделок. Какие деньги были раньше в России 4 часа Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Современные деньги России и других стран 4 часа Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов. Функции банкоматов. Кол-во часов Содержание образования Откуда в семье деньги 5 часов Получение денег в наследство, выигрыш в лотерею, нахождение клада. Основной источник дохода современного человека - заработная плата. Размер заработной платы. Арендная плата и проценты. Пенсии, пособия, стипендии. Аренда и проценты в банке, кредиты. На что тратятся деньги 4 часа Постоянные траты на товары и услуги. Обязательные и необязательные расходы. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Хобби, вредные привычки. Как умно управлять своими деньгами. 5 часов 3 часа Бюджет - план доходов и расходов. «Семейный бюджет». доходов и расходов. Финансовые проблемы. Как делать сбережения. Сбережения. Коллекции. Ценные бумаги. Учёт В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты учащихся с оценками типа: • «зачёт / незачёт», которые свидетельствуют об усвоении базовых понятий и знаний, о правильном выполнении учебных действий в рамках круга заданных задач, построенных на опорном учебном материале; Оценивание достижений школьников при изучении курса «Финансовая грамотность» в 3 классах предполагает текущее и итоговое оценивание. Текущее оценивание предназначено для организации контроля формирования планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом теку- щей оценки являются результаты выполнения учащимися различных видов заданий (в том числе помещённых в рабочую тетрадь), их 5 участия в общем обсуждении, устных выступлениях, играх. Итоговое оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов по изучению каждой из двух частей курса. Средствами итогового оценивания являются отчёты о проведённых мини-исследованиях, учебные проекты и их защита (презентация, умение отвечать на вопросы). На занятиях по обобщению результатов изучения каждой из двух частей курса учащиеся выполняют контрольную работу. Типы заданий для оценивания образовательных достижений. Текущее оценивание: • устный опрос; • письменная самостоятельная работа; • тестовое задание; • решение задачи; • решение кроссворда и анаграммы; • викторина; • ролевая игра; • учебное мини-исследование; • графическая работа: заполнение таблиц и создание простых схем; • творческая работа: постер, компьютерная презентация, интеллект-карта. Итоговое оценивание: • тест; • решение задач; • графическая работа (заполнение схем); • учебный проект; • проверочная работа. В соответствии с результатами оценивания по изучению каждой из двух частей курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах может быть сделан следующий вывод: • учащийся овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно-практических финансовых задач; • результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на безотметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям. 6