Рабочая программа учебного курса Основы выбора профессии 7кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Режевской городской округ
МБОУ СОШ № 7

I
Приложение I
гЦего образования
Утверждаю
/А. А. Баженов
ХДйре/гар МБОУ СОШ №7
Приказ №439701 -08 от 30.08.2023
«Об утверждении рабочих программПто учебным предметам»

к Программе сре

Рассмотрено
на педагогическом совете протокол
№1 от 30.08.2023

Рабочая программа учебного курса
«Основы выбора профессии»
7 класс

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Основы выбора профессии»
разработана на основании :
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287;
- Федеральной основной образовательной программой основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370;
- Основной образовательной программой основного общего образования, утв.
Приказом директора № 138/01-08 от30.08.2023г.
Особенности организации учебного процесса:
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где
продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессии,
свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор
профессии, род занятий и работы. Однако, это право, порой очень трудно реализовать - не
хватает знаний о профессиях, умений оценить собственные способности, выявить свои
интересы и склонности.
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был
и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений,
старшеклассников, их родителей.
Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного
процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей
ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает
организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему
педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной
школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.
Курс «Основы выбора профессии» позволит учащимся изучить свои возможности и
потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их
профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к
будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить
профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка
труда.
Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для
развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни,
расширения кругозора школьников. Данный курс позволяет учащимся осознать
многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего
профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной
деятельности.
При составлении программы были использованы теоретические идеи Е.А. Климова,
авторская программа Г.В. Резапкиной « Психология и выбор профессии».
МБОУ СОШ № 7 заключен договор о сетевом сотрудничестве в области ранней
профессиональной ориентации школьников по проекту «Образовательные экспедиции
«Промышленный туризм будущего» программы «Единая промышленная карта» с
Автономной некоммерческой организацией Информационно-методический центр «Единая
промышленная карта» , что гарантирует доступ учеников к проектам « Единая
промышленная Kapma»(http//www.school-epk.ru/), деньбезтурникета.рф ; посещение
учениками выбранного предприятия Свердловской области.
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа в 7 классе . из расчета 1 учебного
часа в неделю; из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
*Расширение знаний о мире профессий, активизация способности к
самостоятельному поиску недостающей информации.
*Коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня,
самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.
*Приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учетом
реальных условий, запроса социума.
*Приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на
основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учетом
возможных изменений в жизни.
Учащиеся должны знать:
* значение профессионального самоопределения;
* понятие о профессиях, профессиональной деятельности;типичные ошибки при
выборе профессии;правила выбора профессии;
* характеристику профессий по общим признакам профессиональной деятельности;
* типы профессий; формулу выбора профессии;понятие о профессиограмме;
* уровни самооценки; понятие о задатках и способностях личности; виды интересов
и способностей;
* понятие о профессиональной пригодности;
* способы подготовки к профессиональной карьере;
* механизм функционирования рынка труда, состояние рынка труда и его
требования к профессионалу;
* типы учебных заведений для профессиональной подготовки специалистов.
Основной целью данной программы является - формирование у учащихся
готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению
Задачи изучения учебного предмета
• помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
• подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей
школе и в перспективе — будущей профессии;
• расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с
классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать
представление о профессиональной пригодности;
• обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной
профессии их способностям и возможностям;
• сформировать у школьников качества творческой, активной и легко
адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в
современных социально-экономических условиях;
• обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм
выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности
максимально приближены друг к другу;
• овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии
к человеку;
• получить опыт соотнесения требований профессии с собственными
интересами и возможностями.
Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование
следующих методов: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра,
практическая работа с элементами тренинга и др.

Содержание учебного предмета
Темы

№

Кол-во

часов
1.

Личность и профессия.

15

1

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.

1

2

Личностные особенности человека. Самооценка и уровень притязаний.

1

3

Профессиональные склонности.

1

4

Профессиональные склонности.

1

5

Задатки и способности. Внимание и память.

1

6

Мыслительные способности.

1

7

Темперамент и профессия.

1

8

Коммуникативные способности.

1

9

Поведение в конфликтах.

1

10

Организаторские способности.

1

11

Творческие способности.

1

12

Профессия и здоровье.

1

13

Профессионально важные качества.

1

14

Направленность личности.

1

15

Что я знаю о себе.

1

II

Профессия и карьера.

10

16

Мотивы труда.

1

17

Потребности человека.

1

18

Что надо знать о профессиях.

1

19

Классификация профессий.

1

20

Мои профессиональные интересы.

1

21

Социономические профессии.

1

22

Биономические профессии.

1

23

Технономические профессии.

1

24

Сигнономические профессии.

1

25

Артономические профессии.

1

III

Планирование профессиональной карьеры

9

26

Правильный выбор профессии.

1

27

Ошибки в выборе профессии.

1

28

Пути получения профессии.

1

29

Пути получения профессии.

1

30

Современный рынок труда.

1

31

Современный рынок труда.

1

32

Современный рынок труда.

1

33

Что я знаю о профессиях и карьере.

1

34

Моя будущая профессия.

1

Итого

34
• По проекту «Образовательные экспедиции «Промышленный туризм

будущего» программы «Единая промышленная карта» предусмотрены экскурсии по
предприятиям Свердловской области, которые будут отражены при фактическом
проведении уроков, исходя из возможностей образовательной организации и
эпидемиологической обстановки.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Оценивание курса осуществляется в системе «зачёт - незачёт». Зачёт выставляется
за усвоение учебной программы в объёме до 34 часа в год. За усвоении учебной программы
в объёме 34 часов в год зачёт выставляется один раз в четверть.
Зачёт выставляется, если обучающийся посетил не менее 80 % учебных занятий и
выполнил зачётные работы.
Формы зачётных работ: практическая работа, творческая работа, тематическая
проверочная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».