Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности Победный май

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»

РАССМОТРЕНА
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 7
Протокол №1 от 30.08.2023

А.А. Баженов

Дополнительная краткосрочная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
социально - гуманитарной направленности
«ПОБЕДНЫЙ МАЙ»
форма обучения: очная
возраст учащихся: 8-17 лет
место реализации: МБОУ СОШ №7, г. Реж
количество часов в неделю - 6
продолжительность занятий: 1 час
срок реализации: 20 часов, апрель-май

Автор-составитель
Панюс С.Н,
Заместитель директора по ВР

2023 - 2024

Пояснительная записка
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Победный май»» (далее Программа) имеет социально - гуманитарную направленность.
и разработана в соответствии с Положением о дополнительном образовании МБОУ СОШ
№7.

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

На сегодняшний день развитие гражданско-патриотического воспитания молодежи
остается одной из приоритетных задач обновления содержательного компонента
образования. Главная цель - это воспитание компетентного гражданина России, который
принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и
будущее своей страны, соблюдает духовные и культурные традиции многонационального
народа России. От того, в какой степени новое поколение россиян освоит патриотические
и гражданские ценности, во многом зависит будущее нашего государства.
Одной из систем, формирующих гражданско-патриотические качества личности
школьника, является краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа,
«Победный май».
Актуальность программы обусловлена тем, что она обеспечивает диалог
поколений и решает проблему сохранения исторической памяти.
В основу положена идея осмысления ценности сохранения исторической памяти об
участниках Великой Отечественной войны, преемственности поколений, освещение
примеров мужества, героизма.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
содержание программы, формы, методы и технологии обучения помогают наиболее
эффективному решению комплекса обучающих, развивающих и воспитательных задач и
достижению поставленной цели, пробудить
интерес к исторической памяти,
представление о героическом подвиге советского народа в Великой Отечественной
войне - одна из задач патриотического воспитания.

Отличительные особенности программы:
•
•
•

краткосрочность;
реализация в рамках декады, приуроченной к Дню Победы;
для организации творческого и познавательного досуга обучающихся.

Адресат программы - дети в возрасте 8-17 лет.
Возрастные особенности были учтены при планировании и организации учебного
процесса по краткосрочной ДООП «Победный май».
В возрасте 8-11 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет
развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные
работы.
Возраст от 12-ти до 17-ти лет - один из наиболее сложных периодов развития
человека. В этом возрасте происходит формирование личности, изменения в сфере
сознания и в системе взаимоотношений, выбор общественно-значимых видов
деятельности. Присутствует стремление к самоутверждению, к определению
дальнейшей стратегии жизни, возникает потребность в самоопределении. Ключевое
значение приобретает стремление к независимости.
Основным мотивом общественно полезной деятельности является личная
ответственность и самодостаточность.
Формируется своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими
элементами, как самостоятельность, анализ различных ситуаций, личностное и
профессиональное самоопределение, умение планировать своюдальнейшую жизнь, а
также искать и находить средства для ее реализации. Усиливаются сознательные
мотивы поведения.
Сроки реализации программы: 20 часов.
Форма обучения - очная.
Режим работы: 6 часов в неделю, в течение трех
недель (24.04 - 12.05.2023).
Количество обучающихся в группе: 20 - 25
человек.
Принцип набора в объединение - свободный.
Цель программы:
создание
условий,
способствующих
патриотическому
воспитанию
детей
и формированию системы представлений у детей младшего школьного возраста о
героической истории нашей страны, родного края, подвиге русского народа в Великой
Отечественной войне.
Задачи программы
1. формировать
представление
о
Великой
Отечественной
войне
как
тяжелейшем испытании, выпавшем на долю всех жителей нашей страны;
2. создавать педагогические ситуации, требующие проявления гражданского
поведения и патриотических чувств у обучающихся;
3. создавать условия для развития интереса к творческой и познавательной
деятельности;
4. способствовать развитию чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее
Вооруженные Силы, за наш город и уважения к нашим героическим предкам,
защитникам Отечества.

Планируемые результаты
Предметные: По окончании обучения учащиеся будут знать историю и традиции
государственного праздника - Дня Победы; расширят навыки продуктивной работы
в команде.
Метапредметные: Учащиеся получат опыт эффективной коммуникации в рамках
социального взаимодействия, разовьют навыки работы в команде; Личностные: У
учащихся формируется интерес к изучению истории и культурных традиций
проведения государственных праздников; формировать чувства патриотизма,
уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
воспитание уважения и гордости за героев Великой Отечественной войны.

Учебно-тематический план
№

1

Количество часов
Наименование тем
теория
всего
«Память в сердцах...»
2
1
тематическая беседа

практика
1

Формы контроля
опрос, рефлексия
деятельности
(чтение
солдатских
писем),
оформление стенда
Презентация
«Война
в
истории моей семьи»

2

Проект
«Великая
Отечественная Война в
истории моей семьи»

2

0,5

1,5

3

Акция
«Бессмертный
полк»
Акция
«Георгиевская
ленточка. Я помню! Я
горжусь!»
Литературно-музыкальная
гостиная.
Концерт «Песни Победы»

2

1

1

опрос,
деятельности

4

2

2

Представление
литературного
музыкального номера

Мастер-классы « Символы
Победы»:
-изготовление
поздравительных
открыток;
-изготовление брошей из
георгиевской ленты;
-изготовление гвоздики цветка победы из бумаги
Конкурс
рисунков
«Великая Отечественная
война глазами детей".

2

1

1

Конкурс
на
лучшую
открытку.
Участие
в
акции
«Г еоргиевская ленточка»

2

1

1

Конкурс
на
лучший
рисунок (по номинациям)

4

5

6

рефлексия

или

7

Кинолекторий

2

0,5

1,5

Конкурс на лучший отзыв о
фильме, посвященный ВОВ

8

Буктрейлер «По страницам
войны...»

2

0,5

1,5

Конкурс
на
лучший
буктрейлер (видеоролик по
содержанию книги о войне)

9

Викторина
Отечественная
цифрах»

2

1

1

Конкурс
на
лучшего
знатока
исторических
фактов о ВОВ.

20

8

12

Итого:

«Великая
война в

Содержание учебного плана
Тематическая беседа «Память в сердцах».
(2 часа)
Теория. Беседа, работа с фотографиями, работа с интернет источниками для
школьной стенгазеты. Просмотр обучающих материалов.
Практика. Создание стенгазеты, оформление стенда.
Проект «Великая Отечественная Война в истории моей семьи»
(2 часа)
Теория. Изучение семейных архивов.
Опрос ближайших родственников о жизни прабабушек и прадедушек.
Рассматривание семейных альбомов, наградных документов участников ВОВ.
Практика. Презентация « Война в истории моей семьи»
Акция «Бессмертный полк» Акция«Георгиевская ленточка.Я помню!Я
горжусь!» (2часа)
Теория. Беседа об акциях, о значении Георгиевской ленточки. Просмотр
обучающих материалов.
Практика. Участие в акциях, раздача брошей из георгиевской ленты жителям
города.
Литературно-музыкальная гостиная. Концерт «Песни Победы»
(4 часа)

Теория. Прослушивание музыкальных произведений. Заучивание стихов и песен о
войне. Просмотр картин: Отдых после боя, Парад на Красной площади. Просмотр
обучающих материалов.
Практика. Праздничный общешкольный концерт «Песни Победы»
Мастер-классы « Символы Победы» (2 часа)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Просмотр обучающих материалов.

Практика.
изготовление поздравительных открыток;
-изготовление брошей из георгиевской ленты;

-изготовление гвоздики - цветка победы из бумаги

Конкурс рисунков «Великая Отечественная война глазами детей".(2 часа)
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Просмотр обучающих материалов.
Практика. Рисование в различных техниках.
Кинолекторий (2 часа)
Теория. Знакомство с фильмами о войне, документальными фильмами.
Практика. Просмотр фильмов. Обсуждение с написанием отзыва.
Буктрейлер «По страницам войны...» (2 часа)
Теория. Беседа об этапах создания и методические рекомендации для практического
применения. Просмотр образцов.
Практика. Создание буктрейлера. Конкурс на лучший буктрейлер.
Викторина «Великая Отечественная война в цифрах» (2 часа)
Теория. Тематическая беседа о фактах ВОВ. Просмотр обучающих материалов.
Практика. Викторина (конкурсные задания)

Особенности организации образовательного процесса
Основным видом деятельности для обучающихся становится поисково-исследовательская,
познавательная и творческая.
Обучающиеся будут заниматься научно-практической деятельностью и принимать
активное участие в поисковой работе, будут иметь возможность применить на практике
полученные знания и продемонстрировать сформированные компетентности:
аналитическую, информационную, коммуникативную и др.
В ходе работы, подростки будут обращаться к семейному архиву, изучать влияние
событий Великой Отечественной войны на историю их семьи, подкреплять рассказы
«родителей» документально с одной стороны, будут иметь возможность испытать чувство
гордости за предков и обеспечить сохранение исторической памяти, с другой.
Педагогические принципы реализации программы:
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная
педагогическая деятельность по формированию у воспитанников патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего
гражданского долга.
При реализации программы и организации деятельности объединения учитываются
следующие принципы:
• социальной активности,
• индивидуализации,
• взаимодействия личности и коллектива,
• развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды,
• доступности.
Методы обучения:
-словесный (объяснение нового материала, беседы);
- наглядный (применение наглядных пособий, документов, технических средств,
мультимедийных средств);
- практический (работа с методическими пособиями, макетами, иллюстрацией);

-игровой (создание ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из
обучающимся нужно найти выход).
Формы организацииучебного процесса: фронтальная,парная, групповая и
индивидуальная.

которой

Приемы и педагогические технологии:
- ИКТ
- здоровьесберегающие
- проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие
познавательные задачи
- дифференцированного обучения
- обучения всотрудничестве
- беседы с учащимися в процессе изучения темы
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа с иллюстрациями
- просмотр фильмов и слайдов по теме
- викторины
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы имеются:
- кабинет, оснащенный столами и стульями; спортивный зал
- технические средства для демонстрации обучающих материалов,
- подключение к сети Интернет,
- материалы, инструменты и приспособления: белая и цветная
бумага,ножницы, клеящие карандаши, линейки и фломастеры,
георгиевская лента, проволока.
- наличие учебного кабинета с учебной доской;
- наличие разнообразных средств обучения;
- компьютер (ноутбук) с возможностью использования сети Интернета;
-принтер;
-медиа-проектор;
-аудио- и видеоматериалы.
- наличие дидактического материала (иллюстрации, плакаты, выставочные стенды);
- наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, презентации, аудиозаписи);
- научно-популярная литература;
- энциклопедии и справочники.
Оценочные материалы. Рефлексивная
деятельность. Прием незаконченного предложения
«Рефлексивный экран».
Цель проведения: определение уровня удовлетворенности детей материалом
образовательной программы.
Инструкция.
Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по
желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал.
Было интересно.
Было трудно.
Я выполнял задания.
Я понял, что.
Теперь я могу.
Я почувствовал, что.
Я приобрёл.
Я научился.
У меня получилось.
Я смог.
Я попробую.
Меня удивило.
Урок дал мне для жизни.
Мне захотелось.
Расскажу дома, что .
Детям предлагается обосновать свой выбор, а так же внести предложения по
изменению или дополнению содержания программы.
Эффективность программы оценена с помощью диагностических методик,
которые проведены на подготовительном и заключительном этапах реализации
программы и включают оценку уровня патриотического сознания, патриотических
ценностей, оценку знаний школьников конкретных фактов о ВОВ.
В ходе реализации подготовительного этапа с учащимися было проведено
анкетирование. Учащимся были заданы следующие вопросы:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Назови дату начала Великой Отечественной войны.
Почему эта война называется Великая Отечественная?
Как называлась армия нашей страны?
Какое государство развязало Великую Отечественную войну?
Кто такие солдаты, что они делают?
Кто одержал Победу?
Назови дату окончания Великой Отечественной войны.
Кто - то из твоих родственников участвовал в войне?
Как называется праздник, который отмечает наша страна 9 Мая?
Как страна празднует День Победы?

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, используя тот
же диагностический инструментарий.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ начисляется - 2 балла;
За не совсем точный ответ начисляется - 1 балл;
За не правильный ответ - 0 баллов;
Максимальное количество баллов - 10 в начале и 20 в конце проекта.
Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника
эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень
патриотической воспитанности детей по данным критериям:
85-100% - высокий уровень;

55-84% - средний уровень;
35-54% - уровень ниже среднего;
0-34% - низкий уровень.

Интернет-ресурсы:
https://pamyat-naroda.ru/
http://www.pobediteli.ru/

http://rupoem.ru/tvardovskij/all.aspx
https://www.obd-memorial.ru/
http://podvignaroda.mil.ru/
https://xn—7sbfpkcaba0dcvcj gaj5ug.xn--p1ai/
http://волонтёрыпобеды.рф/
http://конспекты-уроков.рф/

Календарный график
Кол-во
часов
«Память в сердцах...» 2
Тема занятия

Место
Форма
Форма контроля
проведения проведения
тематическ опрос, рефлексия
Кабинет
деятельности, Создание
класса, фойе ая беседа
стенгазеты, оформление
1 этажа
стенда.

№

дата

1.

24.04­
26.04.2024

2.

25.04 « Символы Победы» 2
03.05.2024

Кабинет ИЗО Мастерклассы

3.

02.05.­
«Великая
2
12.05.2024 Отечественная война
глазами детей".

Фойе 1 этажа Конкурс
рисунков

4.

02.05.­
2
«Великая
10.05.2024 Отечественная Война
в истории моей
семьи»
04.05.­
2
Буктрейлер «По
12.05.2024 страницам войны.»

Кабинет
класса

Проект

Презентация

Кабинет
класса

практика

Конкурс на лучшее
видео

изготовление
поздравительных
открыток;
-изготовление брошей из
георгиевской ленты;
-изготовление гвоздики
- цветка победы из
бумаги
конкурс на лучшую
работу, рефлексия
деятельности

04.05.­
Акция «Бессмертный 2
05.05.2024 полк»
Акция «Георгиевская
ленточка. Я помню!
Я горжусь!»
28.04­
2
Кинолекторий
10.05.2024

Кабинет
беседа
класса,
улицы
микрорайона
Гавань
Кабинет
Просмотр
класса
фильмов

Опрос, рефлексивная
деятельность

04.05.­
«Великая
2
05.05.2024 Отечественная война
в цифрах»
26.0­
Литературно­
4
04.05.2024 музыкальная гостиная.

Кабинет
класса

Викторина

Конкурс на лучшего
знатока /команду

Кабинет
класса

Практикоориентирова
иное занятие

04.05.2024 Концерт «Песни
Победы»

Площадка у
здания
школы

ИТОГО

20

Отзыв о просмотренном
фильме

Представление
литературного или
музыкального номера

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки конкурсных материалов ( максимальное количество баллов - 50)
Критерии оценивания презентации:
- соответствие содержания теме
- наглядность ( использование в презентации картографической информации: карты и их
фрагменты, указывающие о боевом пути героя; фотографий).
- доступность (соответствие содержания, размера шрифта текста возрастной аудитории).
- практическая значимость (возможность использования во внеклассных мероприятиях в
других школах нашего района)
- творческий подход к созданию презентации.
- грамотность
Критерии оценивания текстового документа:
- достоверность содержания (с указанием источников информации о герое).
- грамотность.
- доступность текстовой информации указанной возрастной категории.
- соответствие содержания текста номеру слайда в презентации.
Критерии оценки конкурсных материалов ( максимальное количество баллов - 25)
- соответствие заданной теме;
-полнота раскрытия темы, содержательность,
- художественный вкус и выразительность;
- последовательность и оригинальность изложения;
- нестандартный подход к раскрытию темы.
В номинации « Буктрейлер» принимается видеоролик (хронометраж до 5 минут), снятый
(созданный) любыми доступными средствами. Буктрейлер - это короткий видеорассказ о
книге, который рассказывает свою историю про книгу, а не копирует историю,
рассказанную в ней.
Первый слайд должен содержать:
Наименование ОУ, название работы , автор, класс, руководитель.
Участники сами определяют жанр видеоролика (интервью, репортаж, видеоклип и т.д.). В
конце видео необходимо разместить изображение книги, по которой снят буктрейлер.
Техническое качество видеозаписи должно быть таким, чтобы не снижать общего
впечатления при просмотре видеоматериала. Видеозапись в формате mp4.
Критерии оценки конкурсных материалов ( максимальное количество баллов - 25)
-

соответствие содержания тематике;
раскрытие участником идеи книги и ее личностное осмысление
информативность;
уместность использования видеоэффектов и аудиоэффектов;
техническое мастерство (редакция, монтаж и обработка материала)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».