Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» < УТВЕРЖДАЮ диряЦгМБОУ СОШ №7 А.А.Баженов РАССМОТРЕНА на педагогическом совете протокол № 1 от 30.08.2023 приказ!^ *139 /01-08 отж_30 » августа 2023 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Знакомство с информатикой» для детей 7-10 лет стартовый уровень очная форма обучения нормативный срок освоения программы - 135 часов с января по май 1 час в неделю с 1 -ого по 4 класс групповая организация образовательной деятельности язык освоения - русский Составитель Д.Г.Кислицина, педагог дополнительного образования 2023 1 Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Актуальность 3 3. Цель 3 4. Задачи 3 5. Характеристика состава объединений 4 6. Срок реализации программы 4 7. Возрастные особенности 4 8. Предметные результаты освоения программы 5 9. Формы и режим занятий 7 10. Учебно - тематический план 7 11. Календарный учебный график 8 12. Содержание программы 10 13. Оценочные материалы 10 14. Материально - техническое обеспечение 13 15. Методическое обеспечение программы 13 2 1. Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, Законом Свердловской области от 15 июля 2013г. №78-03 «Об образовании в Свердловской области» с изменениями и дополнениями, приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом учреждения. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ПК Г. Актуальность программы в том, что она готовит детей к программно технической деятельности и позволяет более уверенно чувствовать себя при работе с компьютером. Данная программа актуальна для каждого, кто не имеет базовых навыков работы на компьютере. Программа может применяться для закрепления полученных знаний. Уровень новизны данной программы наиболее высокий, так как развитие информационно-коммуникационных технологий происходит безостановочно. Требования к учащимся с каждым годом все более усложняются. Возникает необходимость более быстрого усвоения и обработки информационного потока, для чего необходимо глубокое понимание и умение владения техникой получения и обработки информации с помощью компьютера и Интернета. Программа ориентирована на детей младшего школьною возраста. Учитывая психолого-возрастные особенности детей в содержание программы включены разнообразные виды деятельности. Настоящая программа имеет техническую направленность и предназначена для получения учащимися дополнительного образования в области информационно-коммуникационных технологий. Цель программы: формирование у обучающихся навыков работы на компьютере, умение работать с различными видами информации окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни Задачи программы: Обучающие: - развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - формирование и развитие компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий; 3 - развитие у обучающихся логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач; - формирование умений формализации и структурирования информации, умений выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; - формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Воспитательные: - формирование коммуникативной и социальной компетенции; - формирование информационной и полиграфической культуры обучающихся; - укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества; - формирование чувства коллективизма и взаимопомощи; - воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, организованности, аккуратности; - формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе. Развивающие: - подготовка сознания обучающихся к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию, обеспечение в дальнейшем социальной адаптации в информационном обществе и успешную самореализацию; - привитие интереса к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению; - развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; - организация развивающего досуга. Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе. Характеристика состава объединений дополнительного образования Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в январе учебного года. Состав группы - 10-15 человек. Такое количество детей в группе является оптимальным, позволяя осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в организации образовательной деятельности. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (20 часов в полугодие). Занятия проводятся 1 раз в неделю, 1 академический час. Общий срок реализации программы 4 года (320 часов). Возрастные особенности школьников при изучении Освоение компьютера, проектной деятельности, адаптация к информационному современному полю развивает разные стороны личности: 4 память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину; делает ребенка более активным; приучает его к коллективным формам работы в группе; пробуждает любознательность, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе сформировать у детей навыки безопасного освоения глобального информационного пространства. И хотя обучение осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения компьютерной и информационной грамотности является для них основополагающим для дальнейшей социализации в условиях современного информационного пространства с его небезопасным информационным контентом. Предметные результаты освоения программы 1 класс Обучающиеся должны знать - знать правила поведения в компьютерном классе; - знать основные сферы применения компьютеров; - уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях "вверх", "вниз", "вправо", "влево"; - уметь точно выполнять действия под диктовку учителя; - уметь проводить анализ при решении логических задач; - иметь понятие о множестве; - уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий; - уметь находить общий признак для группы предметов; - знать понятие существенного признака предмета; - уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов; - уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей; - уметь предлагать несколько вариантов "лишнего предмета" в группе однородных предметов; - уметь конструировать фигуру из ее час гей по представлению; - уметь разделять фигуру па заданные части по представлению; - уметь использовать повороты при решении логических задач и при paot с прикладными программами; - иметь представление о различных формах курсора; - знать назначение клавиш Enter, Backspace, пробел; - использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП "Страна Фантазия" - 1-й год обучения; - уметь управлять объектами на экране монитора. 2 класс Обучающиеся должны знать - знать и уметь рассказывать правила поведения в компьютерном классе; - знать основные сферы применения компьютеров; - знать основные устройства компьютера; - уметь решать задачи, связанные с анализом исходных данных; 5 - уметь выделять признак, по которому произведена классификация предметов; - уметь находить закономерности в ряде предметов и продолжать этот ряд учетом выявленной закономерности; - уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы; - иметь представление о понятии симметрии и видах осей симметрии; - уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии; - уметь получать вариативные решения; - уметь строить несложные паркеты; - уметь делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы; - уметь выявлять причинно-следственные связи; - уметь решать задачи с неопределенным ответом; - знать понятие отрицания и уметь использовать математическую займе, отрицания; - знать понятие "массив", уметь приводить примеры массивов; - знать операцию присваивания; - уметь заполнять массивы с использованиеЛ операции присваивания; - уметь работать с несколькими массивами; - уметь делать выбор в режиме "меню" и управлять объектами на экране монитора; - уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами из ППП "Страна Фантазия - 2 год обучения". 3 класс Обучающиеся должны знать - знать правила поведения в компьютерном классе; - знать назначение основных устройств компьютера и основные сферы применения компьютеров; - знать понятие "информация"; - знать виды информации, способы передачи и получения информации, свойства информации; - уметь приводить примеры, отражающие свойства информации; -знать способы хранения информации и организацию хранения информации; - знать понятие "информационный носитель"; - знать назначение баз знаний, уметь заполнять и вносить изменения в базу знаний; - уметь кодировать и декодировать информацию с помощь-, алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, - пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм; - иметь представление о способах решения задач с неполной информацией; - уметь выделять истинные и ложные высказывания; - уметь делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания; - использовать слова-связки для построения сложных высказываний; - уметь использовать повороты при работе с прикладными программами; 6 -уметь вводить информацию с клавиатуры при работе с ППП "Стран Фантазия» - 3 год обучения". 4 класс Обучающиеся должны знать - знать правила поведения в компьютерном классе; - знать понятия: алгоритм, исполнитель, блок-схема; - уметь производить вычисления по блок-схеме алгоритма; - знать систему команд алгоритмического языка стрелок; - уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи; - уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для исполнителя Колобка; - уметь выполнять и составлять алгоритмы для исполнителя "Колобок на линейке". - иметь представление о координате точки и координатной плоскости; - уметь работать на координатной плоскости с положительными отрицательными числами; - уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с ППП "Стран Фантазия» - 4 год обучения. Организационно - педагогические условия реализации программы Формы и режим занятий. Основной формой обучения по данной программе является учебно практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами ее организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различны технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. Программа предусматривает следующих форм работы: - демонстрационной - работу на компьютере выполняет педагог, а учащиеся наблюдают; - фронтальной - синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством педагога; - индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием педагогом помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активное учащихся и содействуя выработки навыков самостоятельной работы; - групповой - выполнение работы в микрогруппах на протяжении нескольких занятий. Учащимся предоставляется возможность построить деятельность на основе принципа взаимопомощи. ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого па конкретном этапе деятельности. Занятия проводятся в очной форме в кабинетах, предназначенных для начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 35-40 минут Структура занятий 1. Организационный момент (1-2 мин) 2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи па развитие внимания (6-8 мин) 7 3. Разбор нового материала. (8-10 мин) 4. Физкультминутка (1-2 мин) 5. Работа за компьютером (10-15 мин) 6. Подведение итогов занятия (3 мин) Занятия комбинированного типа. Включают в себя теоретическую практическую части. При организации занятий следует учитывать нормы СаиПин, определяющие время работы учащихся за компьютером: - продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 15 - 20 минут - для детей до 10 лет; - после работы за компьютером проводится зрительная гимнастика, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мыши шеи, верхнего плечевого пояса. Основные формы: игры, учебное сотрудничество, совместная трудовая деятельность, диагностика, рефлексия. По реализации программы предусмотрена промежуточная аттестация в виде контрольной работы без бального оценивания, диагностика памяти, внимания, мышления. Методы обучения: наглядные, словесные, практические. Учебно - тематический план № 1 2-7 1 класс. Тема занятия Введение. В гостях у сказки. Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе. Знакомство с компьютером. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Количество часов всего 1 ЭР Форма урока Урок игра 6 Урок экскурсия Урок беседа Урок исследование 8-16 17 Развитие внимания. Выделение существенных предмета 18,19 Выделение существенных признаков группы предметов Выявление закономерностей в расположении предметов Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов. 2 Урок игра 2 Урок беседа 25 26-28 29 Урок загадок. Логика и конструирование Работа с программами 1 3 1 30 31 Работа с программами Диагностика внимания и памяти 1 1 32-33 Резерв ИТОГО: 20,21 22-24 признаков 9 1 https://kidssmart.ru/exercis es/1-class/naydifragment 3 https://kidssmart.ru/exercis es/1class/soberikartinku Урок исследования Урок игра Урок игра Урок исследование Урок игра Урок исследование 2 33 8 2 класс Тема занятия 4 Количество часов всего Введение. Некоторые устройства и возможности 1 персональных компьютеров сказка «Компьютерная Школа» Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, 1 влево. Развитие внимания. Понятия вверх, вниз, вправо, 1 влево. Выделение существенных признаков предмета. 1 5 6 Знакомство с множествами. Вложенность множеств. 1 1 7 8 Логика и русский язык. Логика и русский язык. 1 1 9 1 Урок игра 10 Подготовка к введению понятий «симметрия». Игра «Путешествие в страну Зазеркалье» Симметрия 1 11 Симметрия 1 Урок обобщение Урок игра 12 13 14 Симметрия. Паркеты. Работа с программами Работа с программами 1 1 1 15 Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти Повторение изученного материала. Игра «Страна симметрии» Логические концовки. 1 № 1 2 3 16 17 18 19 Решение логических задач. Знакомство с отрицанием. 20 Логика и математика ЭР Форма урока Урок https://kidssmart.ru/ https://kidssmart.ru/ https://kidssmart.ru/ https://kidssmart.ru/ https://kidssmart.ru/exercis es/2class/zerkalnyekubiki Урок путешествие Урок беседа Урок обобщение Урок игра Урок игра Урок игра Урок игра Урок игра Урок игра Урок обобщение Урок игра 1 1 1 1 1 21 22 23 Логика и математика Логика и математика. Урок-игра. Логика и математика 1 1 1 24 Работа с программами 1 25 26 Работа с программами Решение задач на повторение. 1 1 27 28 29 Понятие «массив» Работа с массивами. Работа с массивами. 1 1 1 https://kidssmart.ru/ https://kidssmart.ru/ Урок путешествие Урок исследование Урок беседа Урок беседа Урок исследование Урок игра Урок игра Урок исследование Урок исследование Урок игра Урок обобщение Урок беседа Урок игра Урок игра 9 30 Повторение изученного за год материала. 1 31 32 33 Работа с программами. Работа с программами. Диагностика внимания и памяти. 1 1 1 34 Резерв ИТОГО: 3 класс 1 34 Урок обобщение Урок игра Урок игра Урок исследование № Тема занятия 1 2 Техника безопасности. Краткая история развития ВТ. Назначение некоторых устройств компьютера. Логика и русский язык 3 Логика и математика 1 4 Что такое информация? 1 5 Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы» Кодирование информации Кодирование информации Кодирование информации с помощью алфавита, пронумерованного но порядку. 1 Урок исследование Урок исследование Урок исследование Урок исследование Урок обобщение 1 1 Урок игра Урок обобщение 1 1 1 Урок игра Урок игра Урок игра 11 Кодирование информации с помощью алфавит, пронумерованного в обратном порядке. 1 12 13 1 1 14 Кодирование информации с помощью трафарета. Хранение информации. Организация хранения информации. Работа с программами 15 Работа с программами 1 16 17 Анализ контрольной внимания и памяти Базы данных. 18 Обработка информации. Базы данных. 1 19 20 21 22 Поиск информации. Поиск информации. Поиск информации. Поиск информации. Самостоятельная работа. 1 1 1 1 6 7 8 9 10 работы. Диагностика Количество часов всего 1 1 1 1 1 ЭР https://kidssmart.ru https://kidssmart.ru https://kidssmart.ru https://kidssmart.ru/exer cises/3class/chudokubiki https://kidssmart.ru/exer cises/3class/chudokubiki Форма урока Урок игра Урок обобщение Урок игра https://kidssmart.ru/exer cises/3class/chudokubiki https://kidssmart.ru/ Урок игра Урок исследование Урок игра Урок исследования Урок исследования Урок игра Урок игра Урок игра Урок обобщения 10 1 Урок беседа 24 25 Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика» Подготовка к контрольной работе. Работа с программами 1 1 26 27 Игра «Учение с увлечением» Логика и информация. 1 1 Урок обобщения Урок исследования Урок игра Урок игра 28 Логика и информация. 1 29 30 31 32 Обобщение изученного материала. Работа с программами Работа с программами Диагностика внимания и памяти 1 1 1 1 33,34 Резерв Итого 2 34 23 № 4 класс Тема занятия Количеств https://kidssmart.ru https://kidssmart.ru Урок игра Урок игра Урок исследования ЭР о 1.2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Повторение изученного материала Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов Примеры алгоритмов Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Игра «Фокусы с числами» Разветвляющиеся и циклические алгоритмы Работа с программами Урок экскурсия часов 2 1 Форма урока Урок игра 1 1 https://kids-smart.ru Урок игра Урок игра 1 https://kids-smart.ru Урок игра Анализ контрольной работы. Диагностика внимания и памяти Знакомство с алгоритмическим языком стрелок Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. 1 Урок путешествие Урок игра 1 Урок игра 1 Урок игра 1 Урок обобщение Урок игра Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Игра «Найди клад» Работа с программами 1 Работа с программами Анализ контрольной работы. Диа1 нос тика внимания и памяти Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы. Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы. 1 1 Урок путешествие Урок беседа Урок игра 1 Урок игра 1 1 1 1 https://kidssmart.ru/exercises/4class/volshebnye tochki https://kids-smart.ru Урок игра Урок https://kidssmart.ru/exercises/4- исследование 11 class/zerkalnyekubiki Алгоритмический язык стрелок. Циклические алгоритмы. Алгоритмический язык стрелок пропедевтика вложенных циклов Работа с программами 1 Урок игра 1 Урок беседа 1 1 1 1 1 29 Работа с программами Исполнитель Колобок на линейке. Исполнитель Колобок на линейке. Исполнитель Колобок на линейке. Самостоятельная работа. Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет» Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант «Расположи предмет» Алгоритмы работы на координатной плоскости Повторение изученного материала. 30 31 32 Работа с программами Работа с программами Диагностика внимания и памяти 1 1 1 33.34 Резерв Итого 2 34 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 https://kids-smart.ru Урок исследование Урок игра Урок беседа Урок игра Урок исследование Урок игра 1 https://kids-smart.ru Урок игра 1 Урок игра 1 Урок обобщение Урок игра Урок игра Урок исследования Календарный учебный график Продолжительность обучения - 34 учебных недель. Начало обучения - 1 сентября 2023, окончание - 24 мая 2024 года. Содержание программы Ценностные ориентиры содержании курса связаны: - с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим; - с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией; - с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно коммуникативных технологий в развитии личности и общества. Содержание курса построено на следующих дидактических принципах: - отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных 12 теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией; - формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка; - индивидуально-личностный подход к обучению школьников; - овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру; - соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером. 1 .класс (33 ч) Правила поведении и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка "Компьютерная школа". Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров. Развитие внимании. Понятии: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор. Введение в логику Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для труппы предметов. Поиск "лишнего" предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерное гей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика конструирование. 2 .класс (34 ч) Повторение изученного материала Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Устройства компьютера. Возможности персональных компьютеров. Решение задач на развитие внимания. Решение логических задач. Введение в логику Логика и русский язык. Подготовка к введению понятия "симметрия". Игра "Путешествие в Зазеркалье". Симметрия. Паркеты. Логические концовки. Пропедевтика отрицания. Введение понятия отрицания. Логика и математика. Понятие "массив". Работа с массивами. Введение понятия присваивания. 3 .класс (34 ч) Повторение изученного материала Техника безопасности. Краткая история развития вычислительной техники. Назначение основных устройств компьютера. Сферы применения компьютеров в жизни человека. Повторение темы "Введение в логику". Понятие информации. Виды работы с информацией. Логика и информации 13 Что такое информация? Виды информации. Способы передачи информации. Способы получения информации. Свойства информации. Передача информации. Храпение информации. Организация хранения информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации: с помощью алфавита, пронумерованного по порядку; с помощью алфавита, пронумерованного в обратном порядке; с помощью слоговой таблицы; с помощью криптограмм. Решение задач с неполной информацией. Ведение в формальную логику. 4 .класс (34 ч) Повторение изученного материала Техника безопасности. Понятие "информация", свойства информации. Базы знаний. Кодирование и декодирование информации. Алгоритмы и исполнители Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы в математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам. Игра "Фокусы с числами". Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Пропедевтика понятия цикла, пропедевтика вложенных циклов. Исполнитель "Колобок" на линейке Понятие о координатной плоскости. Игра-диктант "«Расположи предмет". Алгоритмы работы па координатной плоскости. Оценочные материалы Диагностика памяти, внимания, мышления, контрольные работы. Материально - техническое обеспечение программы. Информационно - программный комплекс в кабинетах начальной школы, нетбуки для учащихся, раздаточный материал для учащихся, бумага, цветные карандаши. Методическое обеспечение программы - Л.Л.Семенов, Т.А.Рудченко. Информатика 3-1: учебник . Часть . Просвещение, 2014. - А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко. Информатика 4: учебник . Часть 3. - М.: Просвещение, 2014. - Программы - Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint). - Авторская программа Тур С.И., Бокучавы Г.И. «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1-4х классов / Санкт-Петербург «БХВ Петербург» 2005 г. - Методическое пособие по информатике для учителей 2-4 классов общеобразовательных школ. СП.'Тур, Т.11. Бокучава / Санкт-Питербург «Б/ Петербург» 2010 г. - Т.Е. Акимова «Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей» //Издательство: У-Фактория, 2004 год 14 15