МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Режевской городской округ МБОУ СОШ № 7 0 Рассмотрено на педагогическом совете протокол №1 от 30.08.2023 Приложение 1 к Программе сре.бнчегчр общего образования Утверждаю _/А.А.Баженов БОУ СОШ №7 08 от 30.08.2023 Приказ «Об утверждении рабочих программ по учебным предметам» Рабочая программа учебного курса «ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА» 6 класс 2023 Пояснительная записка Рабочая программа «Прикладная экономика» является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 7. Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287; - Федеральной основной образовательной программой основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370; - Основной образовательной программой основного общего образования, утв. Приказом директора № 138/01-08 от30.08.2023г. - Проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа курса «Прикладная экономика» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи: Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе. Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: * Мир экономики; * Потребитель в экономике; * Что кому принадлежит; * Доходы потребителя; * Трудовая деятельность человека; * Производство и обмен; * Деньги; * Рыночная экономика; * Торговля; * Финансовая культура потребителя; * Как работает банк; * Ценные бумаги; * Государство в экономике; * Кто и какие платит налоги; Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса « Прикладная экономика» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса « Прикладная экономика» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • и спользование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Прикладная экономика » являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин Место учебного предмета «Прикладная экономика» в учебном плане Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) Сроки реализации программы - 1 учебный год. Учебно-методический комплект: - Экономика и школа:учебное пособие ,6 класс,И.А.Сасова-М: ВИТА- Пресс, 2022. - Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы.Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова— М.: ВИТА-Пресс, 2020. - Методические пособия: Корлюгова Ю.Н., Половникова .А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы — М.:ВИТА- Пресс, 2020. - . Финансовая грамотность: контрольно-измерительные материалы для учащихся. 5-7 классы. Ю.Колюгова , Е.Видогорчик, И.Липсиц.- М.: ВИТА-Пресс, 2020. - Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы. Корлюгова Ю.Н., Половникова. — М.: ВИТА-Пресс, Ф инансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5-7 классы - М.: ВИТА-Пресс, 2020. Дополнительная литература: - Экономика: я и школа: учебное пособие для 6 класса. Т.С.Терюкова, Е.А.Артемьева,М.В.головина-М.:ВИТА-Пресс, 2018; - Экономика: моя семья: учебное пособие для 5 классов. Н.В.Новожилова-М.: ВИТАПресс,2021; - Экономика: моя семья: тетрадь творческих изданий для 5 классов. Н.В.Новожилова,Е.Н.Землянская -М.: ВИТА-Пресс,2018; - Новые удивительные приключения в стране Экономика.И.В.Липсиц-М.: ВИТА- Пресс,2020. Календарно- тематическое планирование Прикладная экономика 6 класс ТЕМА УРОКА 1 Что такое экономика. Экономика в твоей жизни. К-во часов 1 2 Что такое экономика школы. 1 3 Какие у человека потребности. 1 4 Зачем школе ресурсы. 1 5 Почему возникает выбор. Как правильно выбирать. 2 6 Кто такие потребители. Почему школа-потребитель. 1 7 8 9 Что кому принадлежит: мое и чужое. Доходы и расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет. 1 1 1 10 Доходы и расходы школы. 1 11 Что такое страхование и для чего оно необходимо. 1 12 Что такое труд. Какой труд нужен школе. 1 13 Труд подростков. 1 14 15 16 Кто такие предприниматели. Российские и уральские предприниматели. Что такое производство. Производительность труда. 1 1 1 17 Товар и услуга. 1 18 Обмен-основа современной экономики. 1 19 Когда и почему возникли деньги. Роль денег в жизни людей. 1 20 21 22 Что такое рынок. Спрос и предложение. Плюсы и минусы рыночной экономики. Торговля: чем и как можно торговать. Что такое коммерция. 1 1 1 23 Международная торговля. 1 24 Как можно расплатиться за товар. Наличные и безналичные деньги. 1 25 Покупательная способность денег.Инфляция. 1 26 27 28 29 30 31 32 33 Как работает банк. Как банки зарабатывают деньги. Виды ценных бумаг. Какие бывают акции. Главные задачи государства в экономике. Обеспечение общественных услуг. Что такое социальные пособия. Государственный бюджет. Виды налогов. Почему налоги надо платить всем. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Система оценки достижения планируемых результатов освоения курса. Оценивание курса осуществляется в системе «зачёт - незачёт». Зачёт выставляется за усвоение учебной программы в объёме до 34 часа в год. За усвоении учебной программы в объёме 34 часов в год зачёт выставляется один раз в четверть. Зачёт выставляется, если обучающийся посетил не менее 80 % учебных занятий и выполнил зачётные работы. Формы зачётных работ: практическая работа, творческая работа, тематическая проверочная работа.