ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство формирует и развивает
человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз
и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет
работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее
эффективным средством для развития творческого мышления детей является
художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это
занятие для детей совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность
юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического
и прикладного творчества.
Направленность программы –
художественно-эстетическая. Программа направлена на реализацию
приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству
как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности,
развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых
невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают
представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Занятия
различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению
воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его
представлений об окружающей действительности.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и
познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен
«живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях,
кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить
потребности в творчестве. В настоящее время существует несколько программ по
предмету «Изобразительное искусство», составленные под руководством Б. М. Неменского,
В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. У каждой программы свои отличительные
особенности, цели и задачи. Эти программы получили общественное
признание, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с
каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ
носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и
овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное
изучение, применяемое только в детских школах искусств.
Отличительные
особенности данной образовательной
программы от уже существующих в этой области заключается в том, что
она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в
кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные
способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного
материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному
искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов
учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у детей развиваются творческие
начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой
деятельности.
Новизна данной
программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое
значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого
опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении
всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как
личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.
Данная программа является актуальной для
детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным
искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают
художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и
творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства
взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению
традициям русского народного творчества.
Программа направлена на практическое применение
полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения
их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей,
формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок
дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость
успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы
как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает
положительные эмоции.
Педагогическая целесообразность очевидна, так как воспитанники получают
дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство,
декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по
истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается
психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.
Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного
искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и
условий для их социализации в будущей жизни.
Это определило следующие задачи программы:
Обучающие:
· формировать базовые компетенции в области изобразительной
деятельности;
· расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и
изобразительном искусстве;
· помочь овладеть практическими умениями и навыками в
художественной деятельности;
· формировать первичные знания о мире пластических искусств
(изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их
бытования в повседневной жизни человека;
· формировать устойчивый интерес к изобразительному
искусству, способность воспринимать его исторические и национальные
особенности;
· формировать умения по изо-деятельности в части исполнения
творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме
(с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
· формировать элементарные умения, навыки, способы
художественной деятельности;
Развивающие:
· Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру;
· способствовать развитию потребности активного участия
воспитанников в культурной жизни.
Воспитывающие:
· Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия
произведений изобразительного искусства;
· развивать нравственные и эстетических чувств: любви к
родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому
прошлому, многонациональной культуре;
· формировать коммуникативность и навыки межличностного
сотрудничества в каждом воспитаннике.
Занятия строятся в соответствии с системой следующих
принципов:
Гуманизации образования,
состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его личности – это главный
смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий необходимость бережного
отношения к каждому ребенку: каждая личность неповторима, каждый ребенок это
чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях
базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в
его возможности;
Срок реализации программы – 1 год- 136 часов.
Набор детей в группы производится в начале учебного года..
Ожидаемым результатом освоения программы является повышение уровня исполнения
воспитанниками работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок,
развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой
рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении воспитанниками
образовательных нормативов.
К концу года воспитанники осваивают определенный уровень
художественных знаний:
- первичных
представлений о видах художественной деятельности;
- приобретают
первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства,
начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
- развивают свои
наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
- - развивают
фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
- приобретают
знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
и навыков
- осваивают основы с использованием различных
художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в
следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных
и народных формах искусства;
- осваивают выразительные возможности художественных
материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши),
пластилина;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают
знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать
художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой
деятельности;
- приобретают первичные навыки изображения предметного
мира, растений, животных, человека;
Формы занятий:
Для реализации программы используются несколько форм
занятий:
Вводное занятие –
педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации
обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или
иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно
теоретические знания).
Занятие с натуры –
специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и
живописи, используя натуру.
Занятие по памяти –
проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает
ребѐнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого
воображения ребѐнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в
выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные
занятия пробуждают фантазию ребѐнка, раскрепощают его; пользуются популярностью
у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь
педагога.
Конкурсное занятие –
строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия –
проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие –
подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в
виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к
отчетным выставкам.
Виды занятий:
*рисование с натуры
* рисование по представлению
*рисование на тему
*иллюстрирование
* конструирование из бумаги
*беседы об изобразительном
искусстве
Режим занятий -2 раза в неделю по 2 часа, количество
часов в неделю -4, год-136.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом
реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального
продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами
изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по
отдельным темам пройденного материала);
2. через отчѐтные просмотры законченных работ.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность,
аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции,
предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными
материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении
задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие
оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы подведения
итогов реализации программы.
Зачётные занятия, творческие задания, самостоятельные творческие
работы , участие в выставках,
олимпиадах.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Введение |
4 |
2 |
Живопись |
28 |
3 |
Рисунок |
26 |
4 |
Декоративное
рисование |
26 |
5 |
Выразительные
средства графических материалов. |
26 |
6 |
Конструирование
из бумаги |
22 |
7 |
Выставочная
деятельность,экскурсии. |
4 |
|
ВСЕГО |
136 |
|
|
|
Учебно-тематический план
Название
разделов, тем |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
|
Вводное
занятие. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Инструктаж по
технике безопасности. |
2 |
1 |
1 |
Организация рабочего места.
Выявление
уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Тестовый рисунок. Графика Тестовый рисунок. Цвет |
2 |
1 |
1 |
I.РАЗДЕЛ «Живопись». |
28 |
7 |
21 |
1.Живопись
как язык цвета, цветное изображение мира. Мой родной город. |
8 |
2 |
6 |
2.Особенности
акварели: прозрачность, «нежность». Праздничный натюрморт. Волшебный
пейзаж. |
8 |
2 |
6 |
3.Праздник
тѐплых и холодных цветов. |
6 |
1 |
5 |
4.Воздушные
замки. Дремучий
лес. |
6 |
2 |
4 |
II.РАЗДЕЛ «Рисунок» |
28 |
7 |
19 |
1.Рисунок
как вид искусства. Линейная
фантазия. |
8 |
2 |
6 |
2.Мир
насекомых. Чудо
–дерево. |
8 |
2 |
6 |
3.Танец
бабочек. Образ
литературного героя. |
4 |
1 |
3 |
4.Пейзаж. |
6 |
2 |
4 |
III.
РАЗДЕЛ « Декоративное рисование». |
26 |
7 |
19 |
1.Основы декоративной
композиции. Орнамент в искусстве народов мира. |
6 |
2 |
4 |
2.Декоративный
натюрморт.Декоративный пейзаж. Декоративный портрет. |
12 |
3 |
9 |
3.Сюжетная
композиция. |
8 |
2 |
6 |
IV.РАЗДЕЛ «Выразительные средства графических
материалов». |
26 |
7 |
19 |
1.Сказочные
герои. |
2 |
|
2 |
2.Масленица
–народный праздник. |
4 |
1 |
3 |
3.Пасхальный
натюрморт. Памятники
древнерусской архитектуры. Праздник победы |
12 |
3 |
9 |
4.Космические
фантазии. В мире
животных. Портрет
. |
8 |
3 |
5 |
V.РАЗДЕЛ «Конструирование из бумаги» |
22 |
4 |
18 |
1.Волшебный
лес. |
4 |
1 |
3 |
2.Пейзаж-настроение. Барышня-крестьянка. |
10 |
2 |
8 |
3.Цветущий
май .Натюрморт с весенними цветами. |
8 |
1 |
7 |
ИТОГО: |
132 |
34 |
98 |
VI.Выставочная деятельность,экскурсии. |
4 |
- |
4 |
ВСЕГО |
136 |
34 |
102 |
Содержание программы
Вводное занятие
Знакомство с программой.
Особенности первого года обучения. Цель и задачи программы. Знакомство с
учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей
друг с другом. Правила техники
безопасности в изостудии. Техника безопасности в изостудии. Организация
рабочего места. Знакомство с
художественными материалами и оборудованием.
Тестовый рисунок. Графика Тестовый рисунок. Цвет.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и
волшебника в древние времена.
Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,
возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость
смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов. Свободный рисунок. Особенности акварели:
прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью.
Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование
соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
2.
Рисунок
Рисунок как
непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером,
шариковой ручкой, углѐм, пастелью, тушью, восковыми мелками. Свободный рисунок с применение любых
графических материалов
Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и
сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весѐлый, спокойный,
зубастый, хитрый, прыгучий). Точка. Точка – «подружка» линии.
Техника
пуантилизма .
3. Декоративное рисование
Основы декоративной композиции.
Орнамент в искусстве народов мира. Мотивы и формы. Построение орнаментальной
композиции. Понятие симметрии и ритма.Составление обобщённых композиции на
основе стилизации природных форм.
Цвет в композиции. Изучение
основных понятии о цвете. Составление декоративного натюрморта, пейзажа,
портрета в различных колористических решениях.Декоративный пейзаж. Составление
обобщённых композиций на основе многообразия форм окружающей среды. Знакомство
с лучшими образцами народного творчества
4. Выразительные
средства графических материалов.
Разнообразие выразительных средств
графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью
графических материалов: добрые и злые, весѐлые и грустные, простые и загадочные.
Цветные карандаши. Техника работы
цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого
сплавления разных цветных карандашей.
Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Граттаж –
процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование
различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными). Пастель,
уголь. Художественная возможность пастели, угля.
5.
Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные
способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация.
Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой
бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги
Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до
шершавой и плотной.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№ |
Тема занятия |
Содержание |
Количество часов |
Сроки(дата) |
|
|
|
|
|
Планиру- емые |
Скорректи-рованные |
|
1.Вводное
занятие.
|
Знакомство
обучающихся друг с другом и с педагогом. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Инструктаж по
технике безопасности. |
2 |
02.09-06.09 |
|
|
2.
Тестовый рисунок. |
Организация рабочего места.
Выявление
уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Тестовый рисунок. Графика Тестовый рисунок. Цвет |
2 |
09.09-13.09 |
|
I |
РАЗДЕЛ «Живопись». |
|
28 |
|
|
|
1.Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Красота родного края. Удивительное рядом. Праздник Победы. |
Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая
консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски
другим, легкость смешивания. возможность получения разнообразных спецэффектов. |
8 |
16.09-27.09 |
|
|
2.Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Праздничный
натюрморт. Волшебный пейзаж. |
Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности
рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование
соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). |
8 |
30.09-11.10 |
|
|
3.Праздник тѐплых и холодных цветов. |
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных
явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на
тѐплые и холодные. Особенности тѐплых цветов (ощущение тепла, согревания).
Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тѐплых и холодных цветов. |
6 |
14.10-21.10 |
|
|
4.Воздушные замки. Дремучий лес. |
Красочное настроение. Деления цветов на насыщенные (яркие) и
малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого.
Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной краски. |
6 |
18.10-25.10 |
|
II |
РАЗДЕЛ «Рисунок» |
|
26 |
|
|
|
1.Рисунок как вид искусства. Линейная фантазия. |
Свободный рисунок с применение любых графических материалов
.Волшебная линия. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой,
весѐлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). |
8 |
05.11-15.11 |
|
|
2.Мир насекомых. Чудо –дерево. |
Точка. Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на
бумаги: лѐгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета.
«Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной
формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь
точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). |
8 |
18.11-29.11 |
|
|
3.Танец бабочек. Образ литературного героя. |
Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Техника
создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным
нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга,
нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов.
Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом). |
4 |
02.12-06.11 |
|
|
4.Пейзаж. |
Контраст форм. Контраст форм на примере осенних листьев и
деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного
царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой
различных контрастных форм. |
6 |
09.12-16.12 |
|
III |
РАЗДЕЛ
« Декоративное рисование». |
|
26 |
|
|
|
1.Основы
декоративной композиции. Орнамент в искусстве народов мира. |
Мотивы
и формы. Построение орнаментальной композиции. Понятие симметрии и ритма.
Составление обобщённых композиции на основе стилизации природных форм. Цвет
в композиции. Изучение основных понятии о цвете. |
6 |
20.12-27.12 |
|
|
2.Декоративный
натюрморт.Декоративный пейзаж. Декоративный
портрет. |
Составление
декоративного натюрморта, пейзажа, портрета в различных колористических
решениях. |
12 |
13.01-31.01 |
|
|
3.Сюжетная композиция. |
Составление
обобщённых композиций на основе многообразия форм окружающей среды.
Знакомство с лучшими образцами народного творчества. |
8 |
03.02-14.02 |
|
IV |
«Выразительные средства графических материалов». |
|
26 |
|
|
|
1.Сказочные герои. |
Разнообразие
выразительных средств графических материалов. Художественные образы,
создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весѐлые и
грустные, простые и загадочные. |
2 |
17.02 |
|
|
2.Масленица –народный праздник. |
Цветные
карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных
оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. |
4 |
25.02-28.02 |
|
|
3.Пасхальный натюрморт. Памятники древнерусской архитектуры. Праздник победы |
Восковые
мелки, фломастеры. Знакомство с техникой работы восковыми мелками и
фломастерами. |
12 |
02.03-20.03 |
|
|
4.Космические фантазии. В мире животных. Портрет . |
Граттаж
– процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование
различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля. |
8 |
30.03-10.04 |
|
V |
РАЗДЕЛ «Конструирование
из бумаги» |
|
22 |
|
|
|
1.Волшебный лес. |
Конструирование из бумаги и его
художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы
сгибания, разрезания, склеивания бумаги. |
4 |
13.04 |
|
|
2.Пейзаж-настроение. Барышня-крестьянка. |
Работа с рваной бумагой. Рваная
аппликация. Работа с мятой бумагой. Пластичная
техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной
бумаги |
10 |
20.04-06.05 |
|
|
3.Цветущий май .Натюрморт с весенними цветами. |
Смешанная техника (скручивание,
складывание, резание бумаги). |
8 |
12.05-22.05 |
|
|
ИТОГО: |
|
132 |
|
|
|
VI.Выставочная
деятельность,экскурсии. |
|
4 |
25.05-29.05 |
|
|
ВСЕГО |
|
136 |
|
|
Методическое обеспечение программы
1.О.В.Павлова.,Изобразительное
искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…–
Волгоград: Учитель, 2009г.;
2.
Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул,
1998.
3.
Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
4.Сокольникова,
Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
5.
Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
6.
Таблицы по искусству, дидактические материалы.